
Татарский государственный театр драмы и комедии им.К.Тинчурина открыл новый сезон премьерным спектаклем «Чулпан» по малоизвест-ному киносценарию Шарифа Хусаинова. Постановщиком, автором инсценировки, а также музыки к спектаклю выступила молодой режиссер Резеда Гарипова.
Наверное, неслучайно на программке нового спектакля изображена половинка диска с надписью «Мелодия любви». Изображение именно половинки символично. Оно как бы говорит о половинчато сложной, драматически непростой любви трех главных персонажей – Чулпан, Вильдана и Ильдара. Об их трудном пути к пониманию того, что есть истинная любовь. Поэтому на той же программке сверху изображена утренняя звезда Чулпан, напоминая о неизбежности наступления рассвета, утренней зари.
Казалось бы, тысячелетиями говорят о любви как в жизни, так и в искусстве, и ничего нового тут не придумаешь. Вот и спектакль Тинчуринского театра снова о любви мужчины и женщины. Но как внимательно, заинтересованно, затаив дыхание следит зритель за происходящим на сцене. Зал буквально «охает» в наиболее драматические моменты и начинает бурно аплодировать, если между героями возникает
Созданию особой поэтической атмосферы спектакля способствует по сути брехтовский прием, когда главные герои, прерывая на несколько минут тот или иной эпизод, но при этом не теряя своего внутреннего, эмоционального настроя, выходят на авансцену и под тихую лирическую мелодию начинают говорить стихами, которые постепенно переходят в песню.
Спектакль камерный, в нем всего семь персонажей. Кроме любовного треугольника, на сцене присутствуют две матери. Но как же они непохожи! В роли Шамсебану раскрылись новые грани дарования народной артистки Татарстана Резеды Тухфатуллиной, сумевшей создать убедительный характер сварливой, крикливой свекрови, которая терпеть не может невестку и, чтобы досадить ей, при каждом удобном случае изображает обморок. Полная ее противоположность – Фатима, мать Чулпан. Героиня Миляушы Назмиевой — женщина мягкая, добрая, излучающая свет. Она больна, но всячески пытается скрыть свое постоянное недомогание, чтобы не доставлять неудобство дочери и окружающим.
И все-таки внимание зрителей прежде всего приковано к трем главным героям, которых играют молодые, но уже завоевавшие любовь публики актеры Резеда Саляхова (Чулпан), Артем Пискунов (Вильдан) и Зульфат Закиров (Ильдар).
Впервые мы видим Чулпан дождливой, промозглой ночью, когда она долго и терпеливо ждет любимого Вильдана. Уже в этот момент зритель чувствует не только ее любовь к молодому человеку, но и невысказанную боль, горечь, вызванные его предательством, – об этом «говорят» выразительные глаза актрисы. И в дальнейшем при внешней сдержанности, улыбчивости Резеда Саляхова передает постоянное внутреннее беспокойство героини, ее неугасшую любовь к Вильдану. Позже он поймет, что по-настоящему любит только Чулпан, и все время будет говорить о своей любви. И она снова поверит ему. Изменится ее настроение – она вся словно светится.
Но после того как Вильдан предлагает отправить маму Чулпан в Дом старости, мы опять видим смену внутреннего состояния героини. Она будто окаменела. Только теперь Чулпан начинает понимать, кто есть кто, и ее охватывает чувство вины перед мужем. Пьеса заканчивается репликой Ильдара: «Одевайся, надо забрать твою маму из больницы», и тем самым он как бы прощает жену. Но в спектакле Чулпан протягивает Ильдару руку, и она как бы повисает в воздухе, после чего занавес закрывается, оставляя зрителю право самому домыслить финал.
Неоднозначный образ создает Артем Пискунов. Его герой по-своему любит Чулпан. Порой он буквально кричит о своем чувстве, и ему действительно веришь. Однако, добившись согласия Чулпан уйти от мужа, он тут же становится прежним Вильданом – эгоистичным и самоуверенным. Не менее интересно наблюдать за Зульфатом Закировым, совсем еще молодым актером, играющим Ильдара. Артист абсолютно точен в передаче разных сторон характера своего героя в зависимости от жизненных ситуаций. Он переполнен своей любовью к Чулпан и невероятно счастлив, женившись на ней. Вместе с тем герой Закирова может быть и взрывным, и резким. Но даже в такие моменты симпатии зрительного зала, безусловно, на стороне этого персонажа.
И то, что публика с нескрываемым волнением следит за судьбами убедительно сыгранных героев, – лишнее доказательство того, что психологический театр совсем не устарел, как утверждают некоторые театральные деятели.
Ильтани ИЛЯЛОВА