
Как мы уже сообщали, 5 июня в Казани открывается XI региональная художественная выставка «Большая Волга», которая станет своеобразным творческим отчетом 13 отделений Союза художников России, осуществляющих свою деятельность в Приволжском федеральном округе.
Накануне такого важного события в культурной жизни республики и всего Поволжья мы побеседовали с председателем Союза художников Татарстана и членом выставкома «Большой Волги» Зуфаром Гимаевым.
– Зуфар Фаатович, с чем художники Татарстана пришли к «Большой Волге»?
– «Большая Волга» – это проект Союза художников России, который проводится один раз в четыре-пять лет. Союз художников Татарстана серьезно готовился к выставке. Отрадно, что в этом году прошли отбор многие художники из нефтяных районов, поселков и деревень, которые, живя в отдалении от культурных центров, что называется, варятся в собственном соку. Для них это настоящий прорыв. Многие студенты нашего филиала МГАХИ им.В.И.Сурикова стали нынче участниками этой выставки. Для них это тоже важный рубеж. Всего же для «Большой Волги» отобрано более 1300 полотен художников из тринадцати регионов. Поэтому выставка, думаю, будет замечательной! Единственное, такое количество работ Выставочный зал, построенный для татарстанских художников еще в 1980-е годы и сейчас переданный Музею изобразительных искусств, конечно же, не вместит. Надеюсь, что республика выделит для экспонирования дополнительные площади.
– По какому принципу проводился отбор произведений?
– Главный принцип – высокий профессиональный уровень исполнения. Был, конечно, ценз: авторы имели право выставить не более двух работ.
– Есть ли нынче какие-то тематические требования к работам?
– Раньше были госзаказы на создание тематических жанровых картин, с художниками заключались договоры, и они в течение пяти лет работали над большим полотном. Эти работы всегда украшали выставки и хорошо воспринимались. Старшее поколение художников по инерции еще работает по такому же принципу. Молодые же хотят быстро сделать и быстро заработать деньги. Именно поэтому происходит снижение художественного уровня выставок.
– Как республиканские и городские наши власти участвуют в этом культурном событии и вообще помогают ли художникам?
– Президент республики живо откликается на творческую жизнь художников, на нашу выставочную деятельность. Это вдохновляет. А что беспокоит: у Союза художников Татарстана в настоящее время нет своего выставочного зала. Как я уже сказал, в силу обстоятельств, сложившихся в постперестроечный период, он был передан Музею ИЗО. А работать в одном режиме пока не получается: у них свой план, у нас – свой.
В ряде регионов в свое время столкнулись с похожей проблемой. В девяностые годы, когда начался передел собственности, многие союзы художников лишились своих выставочных площадей. Но сейчас кое-где наблюдается обратный процесс. Например, совсем недавно в Нижнем Новгороде художникам вернули отремонтированный выставочный зал, и они просто счастливы.
– Как сочетаются «Большая Волга» и Универсиада?
– Да, они почти совпали по времени. И это, конечно же, не случайно. Такие крупные культурные и спортивные события планируются заранее и как бы дополняют друг друга. К слову, многие художники представили картины на спортивную тему. И пользуясь случаем, я хочу пригласить всех татарстанцев и гостей республики на нашу выставку.
Назип ГАЛЕЕВ