Что нового в бюджетном процессе

information_items_74239

Актуальные проблемы бюджетной политики были обсуждены на состоявшемся в Казани совещании с участием представителей Министерства финансов Российской Федерации, финансистов Татарстана, министров финансов всех регионов Приволжского федерального округа.

Сегодня, когда бюджетная политика становится все более «прозрачной» и понятной для широких кругов населения, люди чаще интересуются этими вопросами. Ответить на некоторые из них мы попросили основного организатора семинара-совещания «Новации бюджетного законодательства и их влияние на бюджетный процесс», министра финансов Татарстана Радика Гайзатуллина.

– Радик Рауфович, почему решили провести это мероприятие именно в Казани?

– Министерство финансов Российской Федерации проводит политику открытого бюджета и постоянно работает с финансовыми органами субъектов по обсуждению с ними нововведений, за что хочется выразить признательность его руководству.

В связи с предстоящими существенными новациями в этой сфере в республике Президент Рустам Минниханов обратился к министру финансов РФ Антону Силуанову с предложением обсудить их и площадкой для разговора выбрать Казань. Мы уже не раз говорили, что Татарстан находится в авангарде введения новшеств, у нас реализовывалось и продолжает реализовываться множество пилотных проектов. Вспомним хотя бы реализацию закона №83-ФЗ, закона о местном самоуправлении и многих других…

Наше предложение было принято.

Таким образом, мы приняли у себя людей, стоящих у истоков новаций в бюджетной сфере, – это заместители министра финансов Российской Федерации Алексей Лавров и Леонид Горнин, директора департаментов Минфина – бюджетной политики и методологии Сергей Романов, бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Владимир Зеленский.

– Какие же новации обсуждались на совещании? Отразится ли это на качестве жизни населения?

– В настоящее время на федеральном уровне заявлен к реализации уже в ближайшем будущем целый ряд новшеств. Прежде всего, отмечу планируемый переход на формирование бюджетов всех уровней на программной основе – федерального бюджета уже со следующего 2014 года, региональных и местных бюджетов на следующем этапе. При этом данный переход не рекомендуется для них ранее 2015 года. Если коротко, то данное новшество означает отражение в бюджетах финансовых ресурсов обеспечения реализации государственных (муниципальных) программ. А они в свою очередь станут необходимыми и исключительными инструментами для достижения долгосрочных целей социально-экономического развития как Российской Федерации в целом, так и отдельных регионов и муниципальных образований. С данным новшеством тесно связаны предлагаемые изменения в бюджетную классификацию. А это своего рода учетный фундамент отношений в финансово-бюджетной сфере. Не буду останавливаться на специфических для данного блока моментах предстоящего реформирования. Отмечу лишь, что данные изменения будут носить весьма серьезный характер.

На федеральном уровне также планируется ряд изменений, касающихся предоставления государственных (муниципальных) услуг. В целях упорядочения данного процесса и создания условий для дальнейшего повышения качества предоставления госуслуг предполагаются изменения методологического характера – введение единых реестров государственных и муниципальных услуг, на основании которых в результате будут формироваться соответствующие государственные (муниципальные) задания по единым правилам-нормативам.

Предполагаются изменения и в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Соответствующий законопроект сделает, как ожидается, процедуру размещения заказов и осуществления закупок более упрощенной, при этом требования к поставщикам будут представляться более строгие.

– В вашем выступлении по вопросам реализации первоочередных задач бюджетной политики Республики Татарстан были заметны некие нотки критики. С какими предложениями вы выступили?

– Планируемые изменения в определенной степени, можно сказать, концептуального характера. Они, безусловно, очень важны и могут при дальнейшей грамотной реализации поднять организацию и осуществление бюджетного процесса на новый уровень. Тем не менее я в своем выступлении исходил из более приземленных на настоящий момент, насущных вопросов для региональных и местных бюджетов.

Имею в виду собственно бюджет, его расходную и доходную части и, соответственно, расходные полномочия субъектов Федерации, органов местного самоуправления и доходные источники для осуществления этих полномочий. В последние годы на федеральном уровне было принято достаточно много решений, затронувших доходные источники и расходные полномочия бюджетов разных уровней. В части доходов можно отметить, что федеральным центром принимались решения разнонаправленного характера – как повышающие, так и уменьшающие доходную базу консолидированных бюджетов субъектов Федерации. При этом здесь достаточно отчетливо проявляется тенденция все же к некоторому уменьшению доходных источников на региональном и местном уровнях. С другой стороны, в моем выступлении отмечалось и принятие федеральными властями ряда решений, которые приводят к увеличению нагрузки на региональные бюджеты – передаче расходных полномочий без, как представляется, должной их компенсации доходными источниками.

Однако на настоящий момент наиболее актуальным вопросом здесь считаю (впрочем, не только я так думаю, соответствующую озабоченность и определенное беспокойство проявляют и руководители финансовых органов приглашенных нами других субъектов Федерации) реализацию принятых в мае прошлого года указов Президента России Владимира Путина о развитии социальной сферы, особенно тех положений, которые предусматривают существенный рост уровня оплаты труда тех или иных категорий работников бюджетной сферы.

Эти вопросы также были достаточно подробно обсуждены на совещании. Мы обозначили некоторые неясные моменты, уточнили позиции, которые занимает Министерство финансов России, а также озвучили направления дополнительных расходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации в рамках исполнения данных указов, не связанных с повышением уровня оплаты труда в социальной сфере…

– А высказанные вами предложения?..

– Что касается предложений с нашей стороны в адрес федерального центра, то это, скорее, пожелания устранить обстоятельства, затрудняющие формирование доходов и надлежащее исполнение расходных обязательств субъектов Федерации. Это также предложения по компенсации имеющихся потерь региональных бюджетов в связи с изменениями федерального законодательства, предложения о направлении проектов нормативных актов о внесении изменений в бюджетное и налоговое законодательство на рассмотрение и обсуждение в финансовые органы субъектов Федерации до их принятия и до начала формирования бюджетов на очередной финансовый период.

Были высказаны и предложения об урегулировании вопросов по ряду расходных полномочий и о предоставлении субъектам Федерации при решении определенных вопросов в рамках повышения оплаты труда отдельным категориям работников социальной сферы права самостоятельного установления тех или иных параметров и условий.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости