От слов к конкретным мерам

О необходимости поддержки малого и среднего бизнеса говорится не один год и на разных уровнях законодательно-исполнительной власти. Однако, как это ни кощунственно звучит, во многом благодаря мировому финансово-экономическому кризису государственные мужи поняли, что именно предпринимательство обеспечивает экономике необходимую гибкость, поскольку быстрее реагирует на запросы рынка. Следовательно, чтобы оно уверенно держалось на плаву, необходимо оказать ему реальную помощь.

Заметные сдвиги в данном направлении произошли после общения представителей бизнеса с Премьер-министром РФ Владимиром Путиным, которое состоялось на Всероссийском форуме малого и среднего предпринимательства в канун Дня российского предпринимательства (кстати, этот праздник довольно молодой - был учрежден в октябре 2006 года по инициативе Путина и с тех пор празднуется 26 мая). Кроме того, "бизнес-вопрос" под свой личный контроль взял Президент РФ Дмитрий Медведев. Так какие же решения были приняты Федеральным центром в последние месяцы?

Во-первых, в июле наконец вышел долгожданный для предпринимателей закон об отмене обязательного применения контрольно-кассовых аппаратов, приобретение которых существенно повышает себестоимость производства, поскольку их рынок монополизирован и цены на такие приборы постоянно завышаются. Но это нововведение касается только тех бизнесменов, которые платят единый налог на вмененный доход. И не распространяется на предпринимателей, занимающихся реализацией алкогольной продукции.

Во-вторых, увеличен предельный размер доходов, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения, - с 20 до 60 миллионов рублей. С 1 октября этот лимит составит 45 миллионов, а с 1 января 2010 года - уже 60 миллионов рублей. По идее, такое решение однозначно должно расширить круг организаций и предпринимателей, использующих "упрощенку", следовательно, снизить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес. Законодатели рассчитывают, что переход на новые параметры допуска к упрощенной системе повысит производительность труда в малом бизнесе на 25 процентов, а оборот легальных денег в малом предпринимательстве - на 30 процентов. Соответственно увеличатся объемы поступлений от подоходного налога в региональные бюджеты.

Однако из-за технической ошибки, допущенной депутатами в законе о повышении лимита доходов для перехода на "упрощенку", в реальности этот потолок снизился для тех, кто отчитывается по льготному способу налогообложения сегодня. Информация об этом размещена на сайте Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ. Пока изменения не вступили в силу, упрощенную систему могут применять предприятия, объем выручки которых не превышает 20 миллионов рублей в год, умноженной на ежегодный коэффициент-дефлятор, рассчитываемый по правилам Налогового кодекса. С учетом этих коэффициентов на текущий год максимальная сумма выручки для применения "упрощенки" составляет чуть меньше 58 миллионов рублей.

Новыми правилами на период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года установлен порог в 60 миллионов рублей, причем без применения всяких коэффициентов. То есть "цена вопроса" - всего лишь два миллиона. А вовсе не разница между 20 и 60 миллионами. И хотя правило о применении коэффициента к 20 миллионам осталось в Налоговом кодексе, но с момента опубликования закона, то есть с 22 июля нынешнего года, этим документом приостановлено действие пункта 2 ст. 346.12 НК - того самого, в котором говорится, как рассчитывается коэффициент-дефлятор. Таким образом, умножать 20 миллионов уже не на что. Так что депутатам придется исправлять ошибку в тексте закона. Иначе многочисленных налоговых споров не избежать. В общем, хотели как лучше...

В-третьих, до наступления депутатских каникул Госдума утвердила поправки в закон о льготной приватизации, облегчающие условия выкупа малым бизнесом арендованного имущества. Сам закон был принят еще в прошлом году, но в период его действия возникли некоторые сложности. Органы муниципальной власти, которые в основном и реализуют такое имущество, не допускали к торгам предпринимателей, нарушивших в свое время условия оплаты аренды, вследствие чего им были начислены пени. Таких бизнесменов чиновники "автоматом" зачисляли в разряд недобросовестных и не давали им преимущественного права выкупа арендуемого имущества. Теперь же даже если предприниматель был оштрафован за подобное нарушение, но на момент заключения договора купли-продажи (или на день подачи заявления на приобретение имущества) не имеет задолженности по арендной плате и неустойкам, он имеет первоочередное право на покупку.

В прежнем варианте закона покупателями такого "товара" могли стать только те бизнесмены, за плечами которых не менее трех лет аренды. Сейчас этот срок уменьшен до двух лет. В связи с чем? По законодательству частные предприниматели, занимающиеся продажей алкогольной продукции, должны изменить организационно-правовую форму своего бизнеса и стать обществами с ограниченной ответственностью. В итоге многие из них, арендующие помещения даже по 10-15 лет, после перерегистрации предприятий не "дотягивают" до трех лет. Поэтому срок был сокращен на год.

Помимо этого, раньше, если предприниматель приобретал имущество, оно автоматически становилось залогом при предоставлении трехлетней рассрочки по выплате за данный объект. В результате чего бизнесмен на три года лишался возможности получить банковский кредит и каким-либо образом манипулировать этим имуществом. Отныне в качестве залога могут предоставляться другие объекты либо применяться иные виды залогообеспечения, предусмотренные законом. И предприниматель вправе выбрать тот вариант, которые ему в данном случае выгоднее.

Еще один Федеральный закон - "О защите конкуренции" - призван облегчить ведение собственного дела. До 1 июля прошлого года аренда помещений для малого и среднего бизнеса, принадлежащих муниципальным образованиям, продлевалась автоматически, без проведения торгов. Недавно российский парламент отодвинул этот срок до 1 июля 2015 года. Таким образом, предприниматели, арендующие муниципальную собственность, могут в ближайшие шесть лет спать спокойно, поскольку ее никто не имеет право изъять и выставить на аукцион. Кстати, председатель общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы Александр Иоффе публично высказал озабоченность тем, что это решение не коснулось некоммерческих организаций, которые оказывают инфраструктурную поддержку малому и среднему бизнесу. И сейчас некоторые такие фирмы выселяются с "насиженных" мест. Поэтому ряд парламентариев намерен обратиться к Госдуме с депутатской инициативой по поводу внесения в этот закон соответствующей поправки.

Данным документом закрепляется за федеральным Правительством право определять правила недискриминационного доступа на товарные рынки, а также к продукции, производимой и реализуемой субъектами естественных монополий. Уточняются основания и порядок предоставления государственных и муниципальных преференций. Эти изменения имеют большое значение для обеспечения конкуренции на региональных рынках, уверены парламентарии. Закон также определяет полномочия антимонопольного органа по проведению проверок и конкретизирует действия должностных лиц при этом. Таким образом, расширяются возможности антимонопольщиков устанавливать факты ограничения конкуренции.

Также следует отметить, что в Трудовой кодекс внесены изменения, связанные с розничными рынками. Раньше было определено - с начала 2010 года все торговцы должны работать в капитальных строениях. Но с учетом того, что в нынешней кризисной ситуации не все владельцы рынков в состоянии построить такие объекты, было решено сместить этот срок до 1 января 2013 года. То есть отведено дополнительно три года для того, чтобы розничные рынки перевести в "капитальное" состояние.

Франчайзинг как способ начать свое дело

Франчайзинг - это система организации бизнеса, когда одно предприятие (франчайзер) передает другой независимой компании или индивидуальному предпринимателю (франчайзи) право вести бизнес, используя имя и образ франчайзера и реализуя аналогичный товар либо услугу, причем идентичным способом.

Франчайзи получает возможность выступать на рынке под маркой франчайзера, используя его репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии и механизмы поддержки. Но обязуется осуществлять свою деятельность по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. Выполнение этих правил не является недостатком. Наоборот, франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, он, как правило, осуществляет первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода "аренда" в экономическом смысле, потому что франчайзи получает на бренд франчайзера не право собственности, а право временного пользования на период выплаты ежемесячных взносов (что не исключает использование бренда самим франчайзером). Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре и являются предметом переговоров. Франчайзинг позволяет соответствующему предпринимателю вести бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта и знаний в данной области.

Франчайзинг предлагает испытанные, проверенные в деле "рецепты бизнеса", которые можно применять многократно на различных франчайзи. При этом франчайзер делится с франчайзи своим опытом - позитивным и негативным, предоставляя ему структуру производства и методы ведения бизнеса, услуги в процессе функционирования. Именно поэтому иметь франшизное предприятие предпочтительнее, чем независимое: у франчайзи есть возможность начать новый бизнес, в том числе на базе своего, избежав большинства ошибок и, таким образом, сократить путь, по которому неизбежно придется следовать тому, кто решит самостоятельно начать новое дело. Проще говоря, пойти по протоптанной дороге.

Не попадайтесь на уловки мошенников!

В целях защиты татарстанских бизнесменов от действий мошенников Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ призывает всех быть внимательными к предложениям компании, которая называет себя Федеральным целевым реестром (ФЦР).

В своих письмах компания просит произвести оплату в размере 32 тысяч рублей за размещение информации о предприятии в ФЦР. Комитетом приводится текст такого предложения: "В соответствии с договоренностью о включении Вашего предприятия в Федеральный Целевой Реестр по вопросам инвестиционной политики России просим произвести оплату в размере 32 тысяч рублей... С уважением, Председатель Координационного совета - С.В.Мишин".

Комитетчики советуют предпринимателям быть бдительными, не доверять письмам подобного содержания и не попадаться на уловки мошенников.

Прокуратура ограничивает внеплановые проверки

По данным пресс-службы Генеральной прокуратуры РФ, в первом полугодии органами прокуратуры Приволжского федерального округа даны разрешения на проведение 1488 внеплановых проверок и отказано в 837 случаях. После вступления с 1 июля этого года в полную силу Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" прокуратура призвана вести активную работу по преодолению административных барьеров на пути развития малого и среднего бизнеса.

Причинами отказов в проведении внеплановых проверок субъектов предпринимательства стали отсутствие оснований для такого надзора, ненадлежащее оформление контролирующими органами решений о проведении надзорных мероприятий и так далее. Несмотря на непродолжительное действие закона, органами прокуратуры округа выявлены многочисленные нарушения при его применении. К примеру, контролирующими службами Башкортостана, Нижегородской и Саратовской областей, Чувашской и Удмуртской республик допускались случаи проведения внеплановых выездных проверок предприятий малого и среднего бизнеса без согласования с органами прокуратуры.

Кроме того, по словам заместителя председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике - депутата от Татарстана, заслуженного юриста РТ Гульнары Сергеевой, еще не все государственные контролирующие структуры опубликовали, как это положено в соответствии с законом, графики плановых проверок. По ее утверждению, надзорные органы находят в законодательстве лазейки, дающие возможность проводить внеплановые проверки. И таких сигналов уже немало. Поэтому до сентября депутаты будут принимать претензии от предпринимателей, чтобы затем внести в закон соответствующие поправки. Парламентарий призвала татарстанских бизнесменов быть активнее и обращаться с предложениями и претензиями в Торгово-промышленную палату РТ либо в Госдуму по телефону

(495) 692-31-79.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости