В начале октября парламент уделил рассмотрению бюджета в первом чтении целый рабочий день, отложив в сторону другие вопросы. Мы пригласили в редакцию человека, который непосредственно занимается формированием бюджета и представляет его парламенту. Это министр финансов Радик Гайзатуллин.
- Радик Рауфович, не могли бы вы дать общую характеристику бюджета республики на 2008 год?
- Конечно. Но сначала несколько слов о текущем годе, который близится к завершению.
Общая экономическая ситуация в Российской Федерации и в нашей республике способствует успешному исполнению нынешнего бюджета. Принятые в его основу российские показатели развития экономики перевыполняются. Это положительно влияет и на исполнение бюджета Татарстана. По итогам восьми месяцев получены дополнительные доходы, которые в основном были направлены на развитие социальной, транспортной и жилищной инфраструктуры республики. Значительными темпами развивается жилищное строительство. Не только расширяется, но и качественно улучшается в республике сеть дорог. Много средств вложено в капитальный ремонт школ, больниц, учреждений культуры. Приобретается различное оборудование для образовательных учреждений. Это и школьные автобусы, и компьютерное оборудование, и интерактивные доски, и прочее оборудование, без которого невозможно улучшение качества образовательного процесса.
По окончании года мы прогнозируем поступление доходов в консолидированный бюджет в объеме около 95 млрд. рублей с федеральными средствами, а в бюджет республики - около 77 млрд. рублей. Все это дает возможность уверенно закончить текущий год и профинансировать все республиканские программы и мероприятия.
Объемы нового бюджета вырастают в среднем на 20 процентов. После принятия федерального законодательства по распределению доходных и расходных полномочий между федеральными органами, субъектами Российской Федерации и местным самоуправлением структура наших доходов носит относительно стабильный характер. В бюджет республики зачисляются налоги на прибыль, на доходы физических лиц, акцизы, налог на имущество юридических лиц. В доходы бюджетов органов местного самоуправления зачисляются часть налога на доходы физических лиц, земельный налог, налог на имущество физических лиц и ряд других местных налогов. Основной прирост в следующем году, по нашим прогнозам, должен дать налог на доходы физических лиц, который и по объему займет первое место. Это мы связываем с усилением работы по сокращению "серого" рынка труда, определением собственников земли, увеличением минимального размера оплаты труда, ростом средней заработной платы работающего населения. И в последующие годы роль данного налога будет все больше возрастать. Это правильно с точки зрения экономической сущности налоговой политики государства, когда через налог на доходы физических лиц каждый гражданин участвует частью собственного заработка в формировании государственного бюджета.
- При его обсуждении в первом чтении у депутатов Госсовета возникали сомнения в объемах доходной части. Некоторые считают, что она в определенной степени занижена и есть возможность ее увеличить.
- Здесь я хотел бы пояснить нашу позицию в области формирования доходов. Доходная часть бюджета республики формируется строго на основе российских макроэкономических показателей в связи с тем, что Татарстан находится в едином экономическом, политическом и правовом пространстве с Российской Федерацией.
На основе этих макроэкономических показателей составлен прогноз доходов бюджета республики на 2008 год, который превышает аналогичный первоначальный прогноз нынешнего года по консолидированному бюджету на 21 процент.
В новом году при сохранении стабильной макроэкономической ситуации и ее улучшении возможно определенное перевыполнение макроэкономических показателей с соответствующим перевыполнением показателей бюджета. Данную ситуацию мы также предусмотрели в проекте бюджета, заложив в него двадцатую статью, предусматривающую в случае получения дополнительных доходов направление дополнительных расходов на капитальные вложения, строительство дорог, мероприятия в сельском хозяйстве на общую сумму 6,5 млрд. рублей.
- Радик Рауфович, ситуация с доходами в очередном году понятна. Вместе с тем, мы имели возможность принять бюджет по примеру федерального, а также отдельных областей России на более длительный срок - на три года. Почему республика не пошла по этому пути, а ограничилась принятием бюджета на 2008 год и среднесрочного плана на последующие два года?
- Трехлетний бюджет мы планируем принимать с 2009 года. Однозначно можно сказать, что переход к трехлетнему планированию является одним из ключевых моментов перехода к новому качеству бюджетной политики. Прежде всего трехлетнее планирование позволяет лучше увязать бюджет с макроэкономическими тенденциями. Решения на среднесрочную перспективу будут более взвешенными, принятие долгосрочных проектов будет возможным только при условии наличия средств на их полную реализацию. Появляется возможность для хозяйствующих субъектов заключать контракты на три года, что снизит затраты на их ежегодный пересмотр. Кроме того, при исполнении бюджета не будет необходимости проводить расходы только ради освоения средств до конца финансового года.
Что касается выбора республики идти по пути принятия в 2008 году однолетнего бюджета, здесь хотелось бы отметить необходимость проведения в этот переходный период соответствующей подготовительной работы. Данный вопрос неоднократно обсуждался Президентом и Правительством, и было принято решение о принятии бюджета только на 2008 год с учетом положений Бюджетного кодекса республики и необходимости проведения подготовительной работы за это время, связанной с масштабной реформой местного самоуправления.
Федеральным законом "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" установлен переходный период до 1 января 2009 года, в котором возможно в соответствии с законом субъекта РФ решение вопросов местного значения во вновь образованных поселениях органами местного самоуправления муниципальных районов. Такой закон в Татарстане принят, и в нем, в частности, устанавливается, что бюджеты во вновь образованных поселениях не формируются, доходы и расходы указанных поселений являются составной частью бюджета муниципального района, в состав которого они входят.
На уровне указанных поселений формируется смета доходов и расходов.
Очевидно, что по окончании срока переходного периода возникнет необходимость в уточнении базы данных по местным бюджетам в связи с включением в нее бюджетов вновь образованных поселений.
Помимо этого, федеральным законодательством на переходный период до 1 января 2009 года допускается установление законом субъекта РФ уровня расчетных налоговых доходов местного бюджета, применяемого для определения объема "отрицательного трансферта" не ниже среднего уровня по муниципальным образованиям субъекта РФ, увеличенного в 1,3 раза, что ниже минимального (двукратного) значения, установленного Бюджетным кодексом РФ.
В настоящее время на федеральном уровне рассматривается вопрос о придании указанной норме характера постоянно действующей. До принятия окончательного решения по данному вопросу, которое, несомненно, повлияет на формирование межбюджетных отношений в республике, переход к трехлетнему бюджету был бы преждевременным.
- Как вы отметили, многое в формировании бюджета зависит от взаимоотношений республиканского и местных бюджетов. При этом значительные средства из республиканской казны идут на выравнивание бюджетных возможностей многих муниципалитетов. Решать вопросы местного значения можно, последовательно реализуя меры по укреплению доходной базы муниципалитетов. Этой теме было посвящено много выступлений на съезде муниципальных образований. Какая работа проводится в данном направлении и сколько регионов сегодня обеспечены собственными доходами?
- В соответствии с мероприятиями по организации в республике местного самоуправления в прошлом году у нас было образовано 999 муниципальных образований. С этого момента они работают в самостоятельном режиме, 987 из них имеют собственный самостоятельный бюджет. В соответствии с Бюджетными кодексами Российской Федерации и Республики Татарстан бюджеты муниципальных образований имеют жестко закрепленные за ними доходные и расходные полномочия. Понятно, что не все муниципальные образования могут полностью обеспечить собственными доходами свои расходные полномочия. В связи с этим мы плотно работаем со всеми муниципальными образованиями в вопросах формирования и исполнения местных бюджетов. Недостаток финансовых средств компенсируется через законодательно утвержденную систему фондов, так называемые "Межбюджетные трансферты".
Естественно, что нашей основной совместной перспективной задачей является вывод всех муниципальных образований на уровень самодостаточности. Для этого совместно с органами местного самоуправления постоянно работаем по наращиванию налогооблагаемой базы территорий.
Поэтому в нынешнем году на местный уровень передана республиканская доля единого сельхозналога, а в бюджете на 2008 год предусмотрена передача 30 процентов налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, и 50 процентов налога на игорный бизнес.
В результате этих мероприятий показатель обеспеченности закрепленными доходами муниципальных образований в 2007-2008 годах растет: если в этом году расходы бюджетов районов, городов были обеспечены закрепленными доходами в среднем на 60 процентов, то в прогнозе на 2008 год - уже на 75 процентов.
Растет и количество самодостаточных регионов. В прогнозе на 2008 год законодательно закрепленные доходы обеспечивают расходные полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения в четырех регионах республики - Альметьевском, Нижнекамском районах и городах Набережные Челны и Казань. Их удельный вес в объеме бюджетов муниципальных образований составляет 76 процентов.
Как я уже говорил, для обеспечения равных возможностей населения в разных районах и городах республики в получении государственных и муниципальных услуг в бюджете республики ежегодно утверждаются региональные фонды финансовой поддержки.
На новый год объем межбюджетных трансфертов в виде дотаций в денежном выражении, субсидий и субвенций определен в объеме 13,7 млрд.рублей, что на 2,1 млрд. рублей, или на 13 процентов, меньше объема в бюджете республики на 2007 год. В основном это достигается за счет уменьшения объемов субсидий и субвенций в связи с опережающими темпами роста прогнозируемой доходной части местных бюджетов по сравнению с индексированными базовыми расходами, а также в связи с уточнением расходных полномочий по уровням власти.
- Предусмотрены ли в бюджете на 2008 год инфляция и повышение цен на продукты питания? Ведь на основные из них заморозили цены лишь до января.
- Да, действительно, в Татарстане в октябре текущего года на отдельные виды продуктов питания выросли цены, одновременно опережающими темпами по сравнению с первым полугодием усилились инфляционные процессы. Что можно сказать по этому поводу?
В первую очередь отмечу, что рост цен и повышение инфляции выше запланированного - процесс общероссийский и зависит он полностью от экономической политики федеральных органов власти, которые отвечают за объем денежной массы в обороте страны и вырабатывают курс на рост отечественного производства товаров народного потребления и продукции сельского хозяйства.
Спор о том, почему все дорожает, - занятие увлекательное, но не очень продуктивное. Ясно одно - когда доходы граждан быстро растут, а производство в стране за ними не успевает, цены увеличиваются. Причем здесь необходимо отметить еще один нюанс: в случае неадекватного повышения заработной платы у низкооплачиваемых слоев населения в период роста цен им необходима дополнительная поддержка. Вероятно, в качестве выхода из создавшейся ситуации возможно применение одного, прямо скажу, нерыночного механизма, носящего временный характер, - это замораживание цен на определенные товары, пользующиеся наибольшим спросом, через заключение договоров государства с производителями этих товаров.
Российская статистика свидетельствует, что за последние семь лет объем потребления вырос в 2,4 раза, а производство продовольствия внутри страны увеличилось только на 20 процентов. Кроме того, в России растет импорт продовольствия и, соответственно, при повышении общемировых цен на продукты питания растут цены на импортные продовольственные товары.
Таким образом, инфляция и рост цен регулируются государством очень тонкими и долгосрочными механизмами через ограничение денежной массы в обороте, стимулирование развития отечественного производства, ограничение импорта через таможенные пошлины и акцизы.
Максимально, что мы могли сделать в республике в условиях всеобщего всероссийского повышения цен, это заключили договоры с основными поставщиками продуктов питания о замораживании цен, приняли меры по повышению заработной платы работников бюджетной сферы и отдельных категорий социальных пособий.
Одним из факторов, влияющих на цены, является также наличие кредиторской задолженности бюджетных учреждений за поставленные товары, услуги и прочие ресурсы. На этот процесс мы можем влиять. На сегодня кредиторская задолженность бюджетных учреждений составляет более пяти миллиардов рублей. В настоящее время мы детально анализируем структуру данной задолженности, отслеживаем все товарные потоки, связанные с ней. После установления конкретных причин образования кредиторской задолженности приступим к процессу ее ликвидации и реструктуризации через договорной процесс.
- Радик Рауфович, следующий вопрос - традиционный, и мы привыкли слышать на него традиционные ответы. Но не задать его не могу. Речь идет о расходной части бюджета следующего года. Как она будет выглядеть с точки зрения приоритетов бюджетной политики республики?
- Да, согласен, вопрос из разряда постоянных. Вместе с тем эта традиционность одновременно и радует, поскольку она отражает сохранение и стабильность тех приоритетов, которые республика выбрала для себя в бюджетной политике и их придерживается.
В первую очередь - это социальная направленность бюджета. Однако бюджет 2008 года по сравнению с бюджетами последнего десятилетия включает в себя достаточно много новшеств, направленных на развитие инфраструктуры республики. О них чуть позднее, а сейчас расскажу о привычных подходах при формировании бюджета в его социальной направленности.
В нем продолжается курс на сохранение всех ранее принятых в республике доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера, которые выплачиваются конкретному человеку сверх федеральной единой тарифной сетки. На эти цели будет израсходовано более 6 млрд.рублей. Перечень их достаточно широк и охватывает практически все отрасли бюджетной сферы. Среди них компенсационные выплаты, дополнительные три оклада премиальных, доплаты за выслугу лет, доплаты молодым специалистам, мастерам производственного обучения, воспитателям детских садов, гранты творческим коллективам.
Вторая позиция, подтверждающая социальную направленность бюджета, - значительный удельный вес средств, около 60 процентов, направляемых в социальную сферу. Причем данный объем остается стабильным в течение последних пяти лет и свидетельствует о пропорциональном, а по отдельным годам и опережающем темпе роста расходов на социальную сферу по сравнению с доходами бюджета. Таким образом, гарантируется стабильность содержания учреждений социально-культурной сферы и прогнозируется уверенность в ее будущем развитии.
Подчеркну еще раз: наряду с социальной направленностью бюджета в него включено достаточно много новшеств, направленных на развитие республиканской инфраструктуры. Причем этот шаг в данном направлении сделан впервые и, что особенно важно, направлен не на одностороннее финансирование из бюджета республики, а на концентрацию его средств и средств муниципальных образований на приоритетных направлениях нашей экономики. В первую очередь это средства, выделяемые на условиях софинансирования со стороны муниципальных образований мероприятий по развитию дорог, включающих дороги в городах, развитие инженерной инфраструктуры и благоустройство наших населенных пунктов.
Во-вторых, крупные средства будут сконцентрированы на строительстве жилых домов и ликвидации недоремонта существующего жилого фонда. На возведение жилых домов по программе социальной ипотеки будет направлено более 4 млрд. рублей, а общий объем расходов на реализацию недоремонта жилья составит около 5 млрд.рублей.
И еще два принципиальных решения, средства на реализацию которых заложены в бюджете 2008 года. Предлагается создать фонд стимулирования социально-экономического развития и качественного управления общественными финансами муниципальных образований. На стимулирование предлагается направить 700 млн.рублей, предусмотрев их выделение в зависимости от достижения тем или иным муниципальным образованием наиболее важных показателей в развитии экономики и развитии собственной налогооблагаемой базы.
И последнее новшество - качественных изменений мы ожидаем в системе здравоохранения. В этой отрасли при существенном увеличении бюджетных ассигнований и доведении их вместе с системой ОМС до 16,6 млрд. рублей прогнозируется выйти на федеральный норматив на одного жителя республики в размере 4,5 тыс. рублей, чего у нас не было в предыдущие годы. Для выхода на федеральный норматив нам потребуется дополнительно направить в здравоохранение более 1 млрд. рублей.
Таким образом, бюджет 2008 года будет иметь два ярко выраженных направления: социальную направленность и развитие инфраструктуры.
- Радик Рауфович, понятно, что в 2008 году мы выходим в здравоохранении на федеральный норматив и в связи с этим выделяем на развитие здравоохранения дополнительные средства. Однако есть вопрос по текущему году.
Сейчас в республике идет реализация национального проекта "Здравоохранение", по которому врачам и медицинским сестрам производятся денежные выплаты в размере 10 и 5 тысяч рублей. Никто не будет спорить, что такая поддержка необходима. Однако почему-то опять "хотели как лучше, а получается как всегда". Работники здравоохранения утверждают, что им до сих пор не выплатили часть отпускных, связанных с этими выплатами. Будет ли что-нибудь делать Правительство республики, чтобы участковые врачи могли получать отпускные в полном размере, или оно опять будет только кивать на федеральный центр?
- Мы, так же как и вы, обеспокоены этой проблемой. Правительство республики предпринимает конкретные шаги по ее решению. Мы подняли этот вопрос перед федеральным центром два года назад. И в прошлом, и в текущем годах проводились неоднократные встречи с министром финансов Российской Федерации А.Кудриным, министром здравоохранения и социального развития М.Зурабовым, и.о. директора Федерального фонда ОМС Д.Рейхартом. Если в прошлом году федеральные органы власти твердо стояли на позиции, что данные выплаты проводятся лишь как форма софинансирования субъектов России, то в текущем году найдено положительное решение со стороны федеральных структур.
- Вы дали характеристику бюджета 2008 года как бюджета социально направленного. Вами названы различные индивидуальные выплаты, осуществляемые в Татарстане сверх федеральных решений. Эти выплаты в основном касаются заработной платы. А решаются ли каким-то образом вопросы санаторно-курортного лечения работников бюджетной сферы и вопросы дополнительного пенсионного обеспечения?
- В прогнозе бюджета республики на очередной год предусмотрен объем финансовых средств на санаторно-курортное лечение в сумме 76 млн. рублей. Предусмотренные в прогнозе бюджета Татарстана на новый год расходы на санаторно-курортное лечение позволят обеспечить путевками более пяти тысяч работников бюджетных учреждений.
Что касается дополнительного пенсионного обеспечения, то отмечу, что с 1 января 2007 года началась реализация этой программы и отдельные работники бюджетной сферы, выходящие на пенсию, стали получать, помимо основной, еще и дополнительную пенсию. До конца года участниками этой программы должны стать около тысячи человек. В 2008 году к ним добавятся еще свыше трех тысяч человек. Одновременно будет предусмотрена ежегодная индексация суммы пенсионных выплат.
- Нам поступает много вопросов о том, каким образом будут выдаваться выплаты работникам бюджетной сферы, о которых объявил Президент Татарстана на последней сессии Госсовета. Кроме того, непонятно, почему выплаты каждому бюджетнику составляют именно 771 рубль?
Сегодня работает система, определяющая различные уровни жизни населения, включающая прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет и ряд других аналогичных показателей. Поэтому наиболее логичным было привязать минимальный размер оплаты труда бюджетников к прожиточному минимуму. Величина прожиточного минимума понятна всем. Она включает в себя полный набор продуктов для трудоспособного человека в месяц для поддержания и восстановления его физической и умственной работоспособности.
Именно суммы в 771 рубль не хватало первому разряду тарифной сетки до достижения прожиточного минимума трудоспособного человека. Эти выплаты мы предполагаем осуществлять за счет дополнительно полученных доходов. Для реализации мероприятий по повышению заработной платы 22 октября Правительство Татарстана приняло постановление №584, определяющее размер этих выплат и мероприятия по их осуществлению. Средства для выплат в октябре уже изысканы и выделены распоряжением Кабинета Министров муниципальным районам, городским округам и республиканским учреждениям через соответствующие министерства. Дополнительные бюджетные средства перечислены всем бюджетополучателям, и, я думаю, октябрьские, ноябрьские и декабрьские выплаты произойдут без каких-либо задержек.
Вместе с тем жизнь требует от всех нас повышения качества как выпускаемой продукции, так и всевозможных оказываемых услуг, в том числе и бюджетных. В связи с этим мы не можем стоять в стороне от общероссийских процессов по реформированию бюджетной сферы, переводу ее на нормативное финансирование и предоставление хозяйственной самостоятельности бюджетным учреждениям через преобразование их в учреждения автономные. Это вполне нормальная ситуация, когда работник бюджетной сферы знает, за какую единицу количества и качества его труда выплачивается заработная плата и в конечном итоге весь коллектив решает самостоятельно, как лучше выполнить поставленный перед ним государственный заказ на выполнение бюджетных услуг, и самостоятельно распределяет бюджетные средства на заработную плату в зависимости от качества и объема работы каждого сотрудника.
На первый этап преобразования социальной сферы мы предлагаем отнести предстоящие 9 месяцев и к первому полугодию 2008 года выйти с определенными результатами, чтобы в дальнейшем мы могли в счет бюджетных ассигнований выплатить не только 771 рубль каждому конкретному работнику бюджетной сферы, но и двукратно большую сумму, а также увеличить пособия малозащищенным слоям населения.
Эта работа сегодня начата совместно с профсоюзами, научными организациями и должна завершиться переводом отраслей бюджетной сферы на отраслевую систему оплаты труда, как обеспечивающую не только повышение заработной платы, но и стимулирующую производительный и качественный труд. Одновременно весь комплекс названных мною мероприятий будет построен таким образом, чтобы в результате к концу года была решена поставленная Президентом Татарстана задача о достижении уровня заработной платы в бюджетной сфере 80 процентов уровня заработной платы в экономике республики.