Неконкурентоспособность продукции, сокращение инвестиций, ценовой диспаритет, низкий уровень доходов - таковы кризисные тенденции, появившиеся за годы рыночных преобразований. Особенно резко высветились кризисные тенденции в государственном секторе экономики. Республиканские государственные унитарные предприятия, имея около трети всех площадей производственного назначения, вырабатывают менее семи процентов регионального объема промышленной продукции. Совокупная рентабельность их деятельности практически вдвое ниже, чем на предприятиях других форм собственности. Доля убыточных ГУПов - более 70 процентов, в то время как по остальным предприятиям она не превышает 50.
Безусловно, все это ведет к экономической стагнации и к социальной напряженности. Поэтому в республике взят жесткий курс на максимальное сокращение числа госпредприятий через различные виды реформирования. Более того, в недалекой перспективе государственных предприятий, скорее всего, вообще не будет, останутся лишь казенные.
Почти год действует федеральный закон о ГУПах, значительно ужесточивший требования к государственным предприятиям как с точки зрения размера их активов, так и контроля за хозяйственной деятельностью. Так, с собственником должны согласовываться залоги, кредиты, крупные сделки, сделки с заинтересованностью, учреждение и участие ГУПа в коммерческих и некоммерческих организациях, программы финансово-хозяйственной деятельности, распределение прибыли. Директор и главный бухгалтер также назначаются собственником, который, кроме того, определяет, какая часть прибыли предприятия должна быть перечислена в бюджет.
Но часто возникает противодействие интересам собственника. Происходит подобное и при возникновении предбанкротной ситуации, когда руководитель ГУПа обязан сам обратиться в суд с инициативой возбуждения процедур несостоятельности. При неисполнении этого условия контракт с директором должен немедленно разрываться, что мы, руководствуясь решением Правительства, и начали делать.
Очевидно, что основная цель любого способа реформирования (приватизация, ликвидация, применение процедур несостоятельности) - выполнение тех или иных социальных требований, например, сохранение или создание рабочих мест, погашение задолженности по зарплате и т.д. Как правило, при реформировании бизнес переходит из государственного в более эффективный частный сектор.
Пути реформирования ГУПов могут быть разными. Самым массовым способом преобразования до последнего времени была приватизация. Ее преимущество - в сохранении производственного комплекса как единого целого, сравнительная легкость привлечения инвесторов. С 1992 года по настоящее время в республике приватизировано около 1500 ГУПов. Практически все государственные предприятия, которые сегодня не имеют явных признаков банкротства (их около 140), также получат возможность приватизироваться и воспользоваться еще одним шансом для финансового оздоровления.
В качестве яркого примера положительного результата приватизации и привлечения инвестора можно привести такие предприятия, как НПП "Микрон", ГУП ОКБ "Сокол", "Казанский хлебозавод №5", "Комбинат строительных материалов" (г.Набережные Челны), "Буинская птицефабрика" и другие.
Только за последние два года предприятия в результате реформирования государственного имущества получили более 2 млрд. рублей прямых инвестиций, из них 900 млн. рублей - при реализации государственных пакетов акций с инвестиционными условиями. И это не считая тех средств, которые привлекают новые собственники уже после завершения всех приватизационных процедур.
Сейчас Правительство РТ рассматривает проект программы реформирования предприятий в 2004 году. Я подчеркиваю: именно реформирования, так как их приватизация произойдет только тогда, когда государственный пакет акций попадет в руки частного инвестора. Эти предприятия будут приватизированы вместе с земельными участками, что должно дополнительно повысить их инвестиционную привлекательность.
Во всех случаях основная задача реформирования предприятий - сохранение (восстановление) бизнеса и рабочих мест. Однако есть у государства и значительное число ГУПов, которые уже не способны преодолеть приватизационный "барьер". Поэтому убыточные и неэффективно использующие государственное имущество предприятия будут ликвидированы. Сейчас в режиме ликвидации находится 180 государственных предприятий, и по нашим расчетам еще 80 пройдут эту процедуру.
При ликвидации государственных унитарных предприятий только в 2003 году погашена кредиторская задолженность в размере свыше 137 млн. рублей, в том числе по налоговым платежам - около 33 млн. рублей, по задолженности персоналу - свыше 7,6 млн. рублей.
Если же в ходе ликвидации выявляются признаки банкротства, то ликвидатор обязан в соответствии с требованиями федерального закона инициировать банкротство предприятия. Сегодня более 100 государственных унитарных предприятий республики признаны банкротами. Причем часто процедура замещения активов позволяет сохранить производство и целостность технологического процесса.
Очевидно, что во многих случаях банкротство неизбежно. Но Минземимущество РТ как собственник имущества сознательно начинает процесс ликвидации, меняя тем самым неэффективный менеджмент и предотвращая вывод активов. Особенно большие проблемы придется решать республике при реорганизации государственных предприятий жилищно-коммунальной сферы в 2004 году. Уже сейчас видно, что большая их часть требует антикризисного управления.
Что же касается акционерных обществ, то и здесь немало проблем. Как известно, республика владеет значительным портфелем акций акционерных обществ с государственной долей. Реализуя полномочия собственника, мы назначаем госпредставителей в советы директоров этих АО, как правило, по предложениям отраслевых министерств, местных администраций. Но лишь в немногих крупных АО, таких как "Татнефть", "Нижнекамскнефтехим" или там, где появился крупный инвестор ("Казаньоргсинтез"), работа совета направлена на постоянный анализ деятельности, контроль финансовых потоков, выработку стратегии, решение проблем бюджетирования и бизнес-планирования. Формальный подход госпредставителей к этим вопросам в ряде обществ ведет зачастую к выводу активов, арестам имущества. Даже о введении процедур несостоятельности мы, как правило, получаем информацию от Комитета по антикризисному управлению, а не от госпредставителя. Поэтому одной из актуальных задач, стоящих перед нами, является совершенствование института госпредставительства, перевод его на профессиональную основу как инструмента контроля и предотвращения банкротства предприятий.
Таким образом, идеология нынешнего этапа приватизации в республике несколько шире ее традиционного понимания. При всех ее формах принципиальным моментом остается максимальное сохранение и вовлечение имущества в хозяйственный оборот, что привлечет ресурсы частных инвесторов.
Валерий ВАСИЛЬЕВ.
Министр земельных и имущественных отношений РТ.
Не пропустите самое интересное в Telegram-канале газеты «Республика Татарстан»
Больше статей и новостей в «Дзен»