У самолета век недолог

В семидесятые годы минувшего столетия в России было построено чуть больше тысячи региональных самолетов Як-40. Из них на сегодняшний день эксплуатируется около трехсот. И по прогнозам экспертов, к 2010 году останется около ста единиц устаревшей модели "яка".


Уже более 30 лет региональный перевозчик - Бугульминское авиапредприятие, обслуживающее весь юго-восток Татарстана с населением свыше полумиллиона человек, эксплуатирует Як-40. Казалось бы, еще недавно в авиапарке предприятия было 25 машин, сегодня осталось 15, из них летающих - только семь, остальные по разным причинам стоят на приколе. По словам генерального директора ОАО "Бугульминское авиапредприятие" Петра Трубаева, Як-40 - самолет в общем-то надежный. И даже после отработки 25-летнего срока службы, назначенного воздушным судам такого типа, авиаторы умудряются выжимать из "яка" дополнительные возможности и продлевают ему жизнь.


- К примеру, пять машин переоборудовали в шеститонный вариант заправки топливом, а стандартная заправка самолета - 4,4 тонны, - рассказывает Петр Владимирович. - Это дало возможность исключить на определенных маршрутах промежуточные посадки для заправки, за счет чего экономить 30-40 тысяч рублей на каждом рейсе. В итоге сохраняются немалые средства, поскольку наши самолеты летают из Бугульмы не только в Казань, но и в Москву, Нижневартовск, Санкт-Петербург, Тюмень, в другие дальние точки...


Самая большая проблема Бугульминского авиапредприя - быстрое старение самолетно-моторного парка. Ситуация такова, что лет через пять-восемь авиапарк "яковлевых" самоликвидируется. Самый молодой "як" отработал уже четверть века, самый старый - свыше 31 года. Три воздушных судна подлежат списанию. Вскоре такая же участь постигнет некоторые другие машины, которые уже выработали и срок службы, и ресурс летного времени (назначенный для


Як-40 ресурс - 35 тысяч летных часов).


Несколько самолетов стоят в ожидании капитального ремонта, пока руководство предприятия пытается изыскать на это дело деньги. И немалые. Нужные ремонтные заводы находятся за пределами Российской Федерации, являются монополистами в сфере ремонта самолета Як-40 и его двигателя Аи-25, что приводит к неоправданному завышению стоимости работ. Так, капремонт Як-40 (30 пассажирских мест) обходится в 300 тысяч долларов США. Для сравнения: капремонт Ан-24 (48 мест) стоит 135, а Ту-134 (76 мест) - 165 тысяч долларов. Есть разница? Капитально отремонтировать даже какой-либо один небольшой агрегат "яка" (типа поршневого насоса) - все равно что купить несколько автомобилей. Не говоря уж о "лечении" двигателя.


Вместе с тем воздушные суда стремительно стареют, поэтому поддержание самолетно-моторного парка обходится авиапредприятию все дороже. А с учетом постоянного роста цен на горюче-смазочные материалы и большого часового расхода самолетом топлива содержание "яковлева" становится делом убыточным. В техническом плане Як-40 - машина хорошая, но в экономическом - очень невыгодная.


В общем, чтобы республика не лишилась регионального перевозчика, необходимо срочно решать проблему обновления авиапарка - через несколько лет будет уже поздно. А для плодотворной работы Бугульминскому авиапредприятию нужны современные, отвечающие последним требованиям ИКАО воздушные суда. Таковыми могут быть региональный самолет Ан-140 и среднемагистральный Ан-74.


- У предприятия есть все возможности, чтобы эксплуатировать эти машины, - говорит Петр Трубаев. - Мы имеем ангар, какого нет ни в казанском, ни в нижнекамском аэропортах. А эти самолеты, оснащенные современным оборудованием, требуют именно ангарного обслуживания. Около 90 процентов нашего летного состава - пилоты первого класса, способные быстро освоить новую технику. Плюс - существующая взлетно-посадочная полоса позволяет эксплуатировать Ан-74 и Ан-140. Особенно предпочтителен проверенный временем Ан-74, который быстро конвертируется под грузопассажирские перевозки, имеет низкий удельный расход топлива, большую дальность полетов и так далее. Вот бы приобрести этот самолет в лизинг...


Конечно, нашим авиаторам хотелось бы иметь машину, сделанную казанскими самолетостроителями, однако, к сожалению, пока вопрос о производстве регионального самолета Ту-324 на Казанском авиационном производственном объединении только решается...


Сегодня у подавляющего большинства российских перевозчиков устаревший парк самолетов, обновить который за счет собственных средств они не в состоянии. Поэтому надеются, что на федеральном уровне наконец будет принята программа оснащенности воздушными судами авиакомпаний страны. Но стоит ли ждать у моря погоды? Правительство Татарстана уже неоднократно протягивало руку помощи предприятиям гражданской авиации республики. Сейчас тот случай, когда бугульминским авиаторам поддержка просто необходима. Как говорится, промедление смерти подобно.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости