Так считают даже маститые представители частного бизнеса, первыми пришедшие в самую запущенную отрасль и доказавшие, что поднять ее смогут только настоящие хозяева жилищно-коммунальной сферы. Почему же тогда предпринимательство здесь умирает? В этом пытались разобраться участники "круглого стола", состоявшегося на днях в Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ республики, куда были приглашены бизнесмены, решившиеся не на словах, а на деле заняться реанимацией отрасли.
Практически во всех городах и районах Татарстана функции заказчика и подрядчика в системе обслуживания жилищного фонда разделены, повсеместно созданы управляющие компании, констатирует заместитель министра Рубис Хусаенов. Казалось бы, открылись пути для прихода в отрасль представителей малого бизнеса. Возможно, предприниматели и принялись бы штурмовать этот незанятый сегмент рынка, вдохновленные известным указом Президента РТ и соответствующим постановлением Правительства о демонополизации и создании конкурентной среды в сфере ЖКХ. Если бы не препоны, чинимые бизнесменам на местах...
Владимир Андреев и Иосиф Лифшиц, можно сказать, стали легендарными личностями в нашей республике. Когда власти в очередной раз начинают говорить о реформах ЖКХ, этих людей "демонстрируют" в качестве положительного примера предпринимательской деятельности в данной сфере. До поры до времени бизнесмены работали более-менее спокойно. Пока, видимо, кое-кто не понял, что они и им подобные могут благополучно вытеснить из отрасли чиновничьих ставленников и отхватить весь жилищно-коммунальный "пирог".
- На нашем пути возникают не столько проблемы, сколько препятствия, - признается В.Андреев, который является частником-профессионалом - когда-то работал главным инженером ПО "Казгоржилхоз" и еще в советские времена внедрял ростки реформирования (к примеру, памятный семейный подряд).
Год назад Владимиру Ивановичу, по его словам, удалось сделать невозможное - добиться доверительного управления микрорайоном "Новатор", что в Советском районе Казани. В итоге - ООО "Инстрой", возглавляемое Андреевым, стало первой частной управляющей компанией в республике. "Новатор" включает в себя 15 запущенных "хрущевок", некогда принадлежавших железнодорожникам. Помнится, от их жильцов жалобы в вышестоящие инстанции текли рекой - на отсутствие воды, тепла и прочих ЖК-услуг.
За год ситуация изменилась кардинально. Люди зажили по-человечески, на предпринимателя ни разу не пожаловались - не было оснований, поскольку "Инстрой" выполнял все их заявки. В микрорайоне появился ответственный хозяин, ратующий за своих подопечных и заинтересованный в соблюдении порядка в его владениях. Поскольку только в таком случае население будет относиться к нему доверительно и исправно платить за ЖК-услуги.
За это время Андреев сколотил актив жителей - домовой комитет и совет общественности микрорайона (то есть управу в миниатюре). Поскольку считает, что развитие доверительного управления невозможно без развития местного самоуправления. Также открыл дворовый детский клуб, в который сразу вступили около ста ребятишек. В результате подростки ушли из подъездов: прекратили там "водку пьянствовать да безобразия нарушать". В общем, жители "Новатора" довольны.
Однако, чтобы "Инстрой" был рентабельным (а это необходимое условие для того, чтобы частник остался у руля и его предприятие не развалилось), он должен управлять не 40 тысячами квадратных метров жилья, как сегодня, а 250-300 тысячами. С ноября прошлого года руководитель фирмы ходит по всем инстанциям - просит довести его жилой фонд хотя бы до 200 тысяч "квадратов". Со стороны властей - тишина.
- Считаю, что самый короткий путь к изменению ситуации в жилищном хозяйстве - это внедрение доверительного управления, - говорит В.Андреев. - Но если даже мне, доказавшему свою дееспособность, не дают развиваться, другим предпринимателям на жилищно-коммунальном рынке вообще делать нечего. Частники, работающие сегодня в этой сфере, являются в основном подрядчиками, то есть "временщиками", с которыми завтра могут запросто не заключить договор. И тогда их труд пойдет насмарку. Поэтому нужно отдавать жилые микрорайоны в доверительное управление. Чиновники спрашивают меня: "Где взять таких Андреевых?". Отвечаю: "Дайте мне возможность - я только в Казани найду вам человек сто"...
Но Андрееву такой возможности не дают. Более того, ситуация складывается так, что через месяц-другой бизнесмен, по его признанию, будет вынужден прекратить свою деятельность. Кто от этого выиграет? Только не население.
- Проект постановления главы администрации Казани о расширении зоны обслуживания "Инстроя" сейчас находится в городском комитете по управлению коммунальным имуществом. В принципе, принять документ ничто не мешает, - объясняет заместитель начальника столичного департамента строительства и ЖКХ Владимир Новиков.
Тогда почему же дело не сдвигается с мертвой точки? Быть может, столичным властям не нравится, когда жилищно-коммунальные платежи не курсируют между КУКИ и НКО "Казань-кредит" (правопреемником бывшей расчетной палаты), а поступают напрямую в расчетный центр микрорайона, где все прозрачно? А зачем "Новатору" связываться с городской расчетной палатой, от которой одна головная боль? Лишь один иллюстрирующий пример.
Каусария Матросова руководит частной подрядной организацией (ЖКУ), обслуживающей два микрорайона Приволжского района Казани.
- Принесли счет-фактуру за май, в которой по некоторым услугам, выполненным моим ЖЭУ, проставлены нули, - рассказывает Каусария Ильясовна. - То есть выходит, будто мы не работали. Но это не так! И актов недопоставки услуг нет, и нареканий от жильцов тоже. Так в чем же дело? По всей видимости, в расчетной палате опять произошла ошибка. Но нам от этого не легче. Платежке дан ход, значит, мы не получим деньги за свой труд. А ведь мне нужно выплатить зарплату работникам, перечислить налоги...
Что касается ситуации с Андреевым, то руководство министерства настроено оптимистично и надеется, что в ближайшее время вопрос решится в его пользу. Но Андреев не очень-то верит в это.
- Волынку тянут уже полгода, - констатирует предприниматель. - Администрация Казани не хочет делиться теми полномочиями, которых я требую. К примеру, не желает отдавать микрорайону арендную плату за площадь, занимаемую магазинами в наших жилых домах. Почему деньги должны уходить "на сторону", а не на обслуживание этих же самых домов, на содержание инженерных сетей и так далее? На ЖКХ вечно не хватает средств. А они здесь - под боком. И не нужно повышать квартплату и взваливать тяжесть финансового груза на жителей...
Иосиф Лифшиц в апреле 2001 года победил в первом республиканском конкурсе по внедрению частной инициативы в сферу ЖКХ. И стал первым частником ЖКХ в республике. Видимо, как "поощрение" за первое место предпринимателю достались 58 самых старых в Нижнекамске "хрущевок", возраст которых достигает 40 лет. Плюс - ветхие инженерные коммуникации. До сих пор некоторые конструктивные элементы зданий находятся в предаварийном или даже в аварийном состоянии.
Лифшиц, как только принял жилищный фонд, стал вкладывать в его реанимацию немалые средства. И многого добился. Открыл частное ЖЭУ-4. Провел инвентаризацию своих домов. Организовал собственную аварийно-диспетчерскую службу, добросовестно выполняющую все заявки населения. Каждому слесарю выделил по пейджеру, мастерам - по рации (для оперативного решения задач). Приобрел несколько тракторов, мусоровоз, то есть создал собственную производственную базу. И так далее.
Казалось бы, заказчик в лице ДЕЗа (дирекции единого заказчика) Нижнекамска должен молиться на бизнесмена, обслуживающего жилищный фонд, который изначально находился в плачевном состоянии. Однако...
- За спиной администрации Нижнекамска творится самое настоящее беззаконие, инициатором которого является ДЕЗ, - возмущается Иосиф Лифшиц. - Недавно начальник дирекции Виктор Суханов в письменной форме напомнил мне, что срок действия договора с ДЕЗом заканчивается 30 июля. И приказал подготовить акт обратной передачи жилых домов. По сути, предложил мне убраться: мол, по этой территории будет объявлен новый конкурс.
- В марте этого года ЖЭУ-4 заняло первое место во всероссийском конкурсе на лучшее предприятие в сфере ЖКХ, - продолжает Иосиф Михайлович. - Похоже, сей факт не дает покоя дирекции. На днях господин Суханов предпринял еще один шаг - дал указание в ближайшие дни провести собрание работников ЖЭУ-4 с участием и самого начальника ДЕЗа. Спрашиваю: "Есть жалобы?" Отрицает. Объясняет: "Имеется отставание по зарплате". Такое отставание, вызванное объективными причинами, есть во всех подобных организациях. Однако столь высокую зарплату, как у нас, не получают нигде. В общем, если нет жалоб - их нужно создать. По такому принципу действует руководство ДЕЗа.
Кроме того, в офис ЖЭУ нагрянули сотрудники ОБХСС - для изъятия бухгалтерской документации. Без какого-либо обоснования. Также меня вынуждают прекратить электротехническое обслуживание домов, поскольку в городе есть соответствующая организация "Горсвет". Но она не в состоянии эффективно обслуживать и свои-то участки. Что уж говорить о нашем старом жилом фонде...
Частника привлекли в ЖКХ, поскольку государственные формы эксплуатации жилфонда дискредитировали себя. Однако договор с предпринимателями на обслуживание жилья заключается лишь на год. Что можно сделать за 12 месяцев? Изучить свою "епархию" и приступить к работе. И все. Бизнесмены задают вполне резонный вопрос: "Зачем мы будем выкладываться, коль через год нам могут сказать - прощайте?". Если бы сделка совершалась на три-пять лет - другой разговор. В конце концов, главным арбитром предпринимательской деятельности может служить тот, для кого и задумано реформирование отрасли, - население.