Десять лет - на выживание...

В начале девяностых годов прошлого столетия отрасль связи в Татарстане находилась в угнетенном состоянии. По уровню телефонизации республика отставала от многих регионов России. И в области телевидения, радио, почтовой связи дела обстояли не лучшим образом. Однако роль связи и информатизации в современном мире слишком велика. Поэтому, чтобы вытащить отрасль из ямы, нужно было принимать кардинальные решения...


Сегодня связь в Татарстане - это более 24 тысяч работников, свыше пяти миллиардов рублей годового валового дохода (при стабильном ежегодном росте на 40-50 процентов), один миллиард налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. И почти миллиард рублей освоенных капитальных вложений в год.


Недавно Министерство связи РТ отметило свое десятилетие. Как раз на этот период и приходится значительный прогресс в отрасли. Какими путями он достигался? Рассказывает министр связи РТ Ринат ЗАЛЯЛОВ.


Сбылась мечта о... телефоне

- Хочу кратко обрисовать ситуацию десятилетней давности, - говорит Ринат Гиниятович. - В то время у нас использовалось в основном морально устаревшее аналоговое оборудование, декадно-шаговые и координатные АТС. Практически отсутствовали цифровые сети. Степень износа основных производственных фондов была очень высокой. Все это приводило к отвратительному качеству телефонной связи. И вам наверняка пришлось испытать на себе такие неудобства. Да и сам по себе телефон считался роскошью: в городах его имели меньше одной трети семей, а на селе - всего десять процентов. Дальше так продолжаться не могло.


Тогда перед связистами республики была поставлена задача: создать мощную современную телекоммуникационную инфраструктуру, отвечающую самым высоким требованиям. Несмотря на сложную финансовую ситуацию, приступили к реконструкции и обновлению сетей. Начали выходить на зарубежный рынок и закупать самое высокотехнологичное электронное оборудование, основными критериями выбора которого стали качество и надежность работы, возможность наращивания емкости и диапазона предоставляемых услуг.


- И этим добились высокого темпа развития телекоммуникаций?


- Не только. Еще благодаря объединению усилий всех операторов связи независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности.


Кроме того, были построены и введены в эксплуатацию современные автоматические междугородные телефонные станции в Казани и Набережных Челнах, что позволило ускорить выполнение работ по обеспечению всех районов республики автоматической междугородной и международной телефонной связью. Ведь раньше для многих татарстанцев было очень сложно позвонить в другой населенный пункт или за рубеж. Сегодня у нас все абоненты даже сельских АТС могут воспользоваться этими услугами, а в России могут себе это позволить лишь 85 процентов таких абонентов.


Созданная информационно-транспортная сеть дала возможность населению пользоваться всеми видами инфокоммуникационных услуг, такими как передача данных, доступ во всемирную сеть Интернет, электронная почта, телематические и интеллектуальные услуги, IP-телефония.


- Привлекались ли в отрасль дополнительные инвестиционные источники?


- Безусловно. Высокому темпу развития местных телефонных сетей способствовала реализация в республике уникальной программы "Российский народный телефон", в рамках которой начиная с 1995 года выпускаются специальные облигации телефонного займа - с целью широкого привлечения денежных средств населения. Также дополнительные инвестиции в отрасль принесли целевые денежные облигационные займы операторов связи.


- Ринат Гиниятович, вы уже чуть-чуть затронули ситуацию с "сельской" связью. Татарстан стал одним из первых регионов России, где принята и действует республиканская программа "Развитие инфраструктуры связи в сельской местности на 2001-2005 годы". Как идет ее выполнение?


- Весьма успешно. За два года построено и введено в эксплуатацию 160 "программных" объектов с установкой цифровых АТС общей емкостью 17 тысяч номеров и сельских цифровых транзитных узлов емкостью 25,4 тысячи портов...


Справка "РТ". За прошедшее десятилетие в Татарстане построено и введено в эксплуатацию 942 тысячи номеров проводной и сотовой связи, что втрое превышает емкость телефонных сетей, достигнутую к 1993 году. А в целом количество абонентов, пользующихся этими услугами связи, возросло с 434 тысяч до 1,4 миллиона.


Сельские населенные пункты Татарстана телефонизированы на 98,5 процента, в среднем по России - на 68.


В республике уровень цифровизации междугородных магистральных и внутризоновых сетей оценивается в 88 процентов, в России в среднем в 72 процента. В Татарстане в числе первых субъектов Российской Федерации ликвидированы междугородные воздушные линии связи.


О ящиках - телевизионных и почтовых

- Все мы зрители и слушатели. И в состоянии заметить динамичное развитие телерадиосферы. Из того, что сделано в этой подотрасли в последние годы, выделите самое-самое...


- Наша республика первая среди регионов России в августе 2001 года ввела в эксплуатацию систему непосредственного спутникового телерадиовещания республиканских программ "Татарстан - Новый век" ("ТНВ"). Теперь их могут принимать индивидуальные спутниковые антенны также в странах СНГ и дальнего зарубежья.


Справка "РТ". За последние десять лет в Татарстане получило широкое развитие УКВ- радиовещание. Появилось 35 радиовещательных передатчиков - дополнительно к ранее работавшим десяти. В 15 городах и районах республики организовано местное радиовещание.


Построена широкая сеть телевизионных ретрансляторов, количество которых возросло с 26 до 89. Это позволило увеличить охват населения программами "РТР" и "Татарстан" с 80 до 99,3 процента.


Высокими темпами ведется строительство сетей кабельного телевидения с интеграцией услуг передачи данных, доступа в Интернет и IP-телефонии. В Казани емкость сетей составляет уже 160 тысяч абонентских точек, в Набережных Челнах - 40 тысяч. Аналогичного темпа строительства кабельных сетей такого класса - более 12 тысяч точек в месяц - нет ни в одном другом регионе России.


- Какие изменения происходили в почтовой связи? Из убыточной подотрасли она все же смогла превратиться в прибыльную...


- В начале девяностых годов в стране произошла реструктуризация отрасли. И связь была разделена на почтовую и электрическую. Тогда Министерство связи Татарстана приняло решение о постепенном проведении этой процедуры у нас в регионе, дабы избежать значительного ухудшения финансового положения подотрасли почтовой связи, которая к тому времени стала убыточной. Основные усилия мы направили на обновление ее материальной базы.


Почтовиков поддержало руководство республики. Вышли указ Президента РТ "О государственной поддержке почтовой связи в Республике Татарстан", постановления Правительства, направленные на его реализацию.


В результате к 1998 году, когда был образован региональный оператор - Управление почтовой связи "Татарстан почтасы", практически во всех райцентрах появились новые почтовые здания, соответствующие основным технологическим требованиям. Также построили новый офис Республиканского центра перевозки почты.


К настоящему времени подотрасль вышла на безубыточный уровень работы.


- Но, наверное, не только благодаря государственной поддержке?


- Значительную роль в улучшении финансового состояния почтовой связи сыграло широкое развитие услуг непрофильной деятельности, которых сегодня предоставляется около 70 видов. Их удельный вес в общих доходах из года в год растет. К примеру, в рамках программы "КиберПочт@" на почтовых объектах оборудуются пункты коллективного доступа в Интернет. Почтовики охотно берут на себя дополнительные обязанности по продаже билетов на авиарейсы и автобусные маршруты.


Справка "РТ". По итогам подписных кампаний Татарстан на протяжении шести лет занимает лидирующие позиции (первое и второе места среди регионов) по показателю насыщенности периодической печатью. В 2002 году он составил 531 экземпляр на тысячу жителей. В среднем по России этот показатель - 229 экземпляров.


- Связь должна оставаться рентабельной, - говорит в заключение нашей беседы Ринат Залялов. - Финансовое здоровье отрасли - это развитие производства, своевременная зарплата работникам, решение социальных вопросов. Сделано многое. Но мы вошли в двадцать первый век, значит, и для нашего сегмента рынка наступает новый этап. Чтобы идти дальше, необходимы качественные сдвиги в экономике отрасли, в ее управленческой структуре, повышение конкурентоспособности услуг связи. К чему мы и будем стремиться.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости