В последнее время государственное унитарное предприятие "Управление электрической связи "Таттелеком" на слуху. Связано это и с изменениями в структуре предприятия, произошедшими в 2001 году, и с опубликованными результатами проверки Комитета парламентского контроля Госсовета РТ. Кроме того, в конце декабря прошлого года "Таттелеком" удостоился сертификата качества ИСО-2001. А недавно стал лауреатом второго всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности" (в номинации "Связь"), проводившемся по распоряжению Правительства России. В этом состязании принимало участие около тысячи предприятий.
Так что появился повод для беседы с начальником ГУП "УЭС "Таттелеком" Раифом Гарифуллиным.
- Раиф Равилович, в чем заключается структурная перестройка предприятия? И как она повлияла на его деятельность?
- В течение прошлого года в одиннадцати крупных городах республики были созданы зональные узлы электросвязи, что дало возможность поднять эксплуатационный уровень связи. Это особенно заметно в сельской местности, которая всегда страдала отсутствием высококвалифицированных специалистов этой отрасли. К тому же повысился контроль за прохождением денежных потоков - теперь они аккумулируются в "Таттелекоме". И весь 2001-й год мы работали уже по схеме сметного финансирования.
Впервые в истории предприятия, созданного в 1998 году, доходы от основной деятельности превысили миллиард рублей. Прибыль составила 260 миллионов. Поэтому и средняя зарплата в прошлом году достигла 3345 рублей, а в декабре - 4625. Вообще, социальным вопросам уделяем особое внимание, отсюда вполне закономерна победа в конкурсе "Российское предприятие высокой социальной эффективности".
- Много ли объектов связи удалось ввести за год?
- Немало. За прошлый год введено в эксплуатацию почти тридцать тысяч телефонных номеров, десять ГТС (городская телефонная связь), три СТС (сельская) и пятьдесят восемь объектов по титулу ВПТС (внутрипроизводственная телефонная связь). Не забывали и о цифронизации транзитных узлов. Переход с механических станций на цифровые повышает качество связи. Опять же это особенно актуально для села.
Всего в республике более 900 станций, около 200 из них имеют "возраст" более двадцати пяти лет, то есть морально устарели. Планомерно меняем отработанное оборудование на новое. А модернизация одной станции обходится примерно в два миллиона рублей.
Общий объем капитальных вложений составил 281 миллион рублей. На реализацию республиканской программы "Развитие инфраструктуры связи в сельской местности на 2001-2005 годы" из бюджета республики на 2001 год выделено более девяноста миллионов. Эти средства были направлены на приобретение стационарного и кроссового оборудования, кабельной продукции, оборудования систем передач, электропитания, кондиционирования.
Если выполним указанную программу, то за пять лет в райцентрах и сельских населенных пунктах будет введено свыше 136 тысяч номеров. В таком случае телефонную плотность на селе можно довести до восемнадцати телефонов на сто жителей и выйти на 43-процентный уровень телефонизации квартирного сектора.
Конечно, это осуществимо при условии, что в течение этого времени в полном объеме получим обоснованные программой средства.
- Вроде как финансирование программы развития сельской связи предусматривалось из нескольких источников...
- Согласно постановлению Кабинета Министров республики, ее финансирование должно осуществляться из трех источников: за счет собственных средств "Таттелекома" (607 миллионов рублей за пятилетку), республиканского бюджета (386 миллионов) и местного (125 миллионов).
Министерством связи и "Таттелекомом" подписано с главами районных администраций трехстороннее соглашение о долевом участии районов в программе развития средств связи на селе - на текущий год в размере восемнадцати миллионов рублей. Не всегда главы с пониманием относятся к этому, пытаясь переложить финансовый груз на казну республики. Хотя администрации, участвующие в программе, и освобождаются от местных налогов, им оказывается техническая помощь.
За 2001 год в сельской местности введено 7784 номера. С учетом демонтажа морально устаревших станций емкость СТС достигла 108360 номеров.
- В середине прошлого года "Таттелеком" стал Интернет-провайдером. Если раньше вы, по сути, предоставляли поле деятельности для других провайдеров, то теперь сами стали "интернетчиками". Зачем вам это? И сможете ли выдержать конкуренцию с теми, кто успел поработать в этой сфере?
- Существующие на то время операторы не очень-то спешили заниматься Интернетом в райцентрах. Поэтому мы поставили задачу: дойти до сельских районов, а потом уже получать какие-то дивиденды. Конкуренция на этом рынке существует, поэтому мы можем привлечь внимание клиентов только качеством, стоимостью услуг и скоростью их предоставления. А цены у нас более щадящие, чем у других провайдеров.
В течение прошлого года в двадцати двух райцентрах и городах республики ввели в строй узлы доступа СПД (сети передачи данных), что дает возможность предоставлять услуги глобальной сети Интернет. К примеру, для абонентов Казани внедрена "IP-телефония в кредит", не требующая никакого дополнительного оборудования и позволяющая в несколько раз снизить расходы на междугородные и международные телефонные звонки. К тому же IP-соединения устанавливаются со всеми населенными пунктами мира, с которыми существует автоматическая связь. Сегодня наши специалисты работают над тем, чтобы выйти с этой услугой на республику. В ближайшее время ею будут охвачены Набережные Челны и Альметьевск...
- Раиф Равилович, трудно удержаться от вопросов, касающихся результатов проверки вашего предприятия Комитетом парламентского контроля Госсовета республики...
- В принципе, функции и цели проверяющей организации понятны... Но у меня есть замечания к выводам, высказанным Комитетом на страницах "Республики Татарстан" в феврале этого года. Со многими из них я не согласен.
К примеру, с якобы имеющими место фактами реализации акционерному обществу "Интеллектуальные сети" имущества "Таттелекома" по заниженным ценам - части помещений АТС-53 в Набережных Челнах. Депутаты утверждают, что стоимость объекта занижена на двадцать процентов. Здесь явная арифметическая нестыковка. Если площади проданы за 458 тысяч 534 доллара, а стоимость на момент продажи занижена на 45 тысяч 853, 4 доллара (такие цифры приводят сами парламентарии), то речь можно вести о десяти процентах, но никак не о двадцати. В конце концов, оценка помещений была произведена фирмой "Аудекс", аккредитованной Министерством земельных и имущественных отношений республики.
То же самое относится и к "голым стенам" довольно-таки запущенного дома на улице Рахматуллина в Казани, реализованного в 1998 году инвестиционной компании "Элемте". В то время, когда объект продавался, цена одного квадратного метра равнялась 4600 рублям. По расчетам депутатов, мы реализовали здание почти в два раза дешевле. Простите, но тогда получается, что в 1998 году стоимость одного квадратного метра подходила к десяти тысячам. Хотя и сегодня в Казани немного таких уголков, где существовали бы жилые площади с такими расценками.
- Почему "Таттелеком" при размещении облигаций телефонного займа не использовал такой рыночный механизм, как тендеры? И эксклюзивным правом наделил инвесткомпанию "Элемте", которая получила возможность по своему разумению устанавливать курсовую стоимость облигаций?
- Да потому, что "Элемте" - детище связистов. Обвинение со стороны депутатов в наш адрес звучит нелепо. Для чего тогда мы стали учредителями этого предприятия, если должны устраивать конкурсы и прибегать к услугам посторонних фирм? Ведь, к примеру, "ТАИФ" имеет свою инвестиционную компанию и не проводит тендеры...
А что касается приобретения "Таттелекомом" автомобилей, то это уж наше дело. Повторюсь: предприятие только за прошлый год имеет 260 миллионов рублей прибыли, налоги всех уровней платит исправно. Так что своими средствами вправе распоряжаться по своему усмотрению.
Интервью взяла Ирина ДЕМИНА.