Чтобы защитить наши интересы в ВТО

information_items_10122384

23 августа 2012 года Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Это событие не случайно назвали историческим: Российская Федерация – шестая экономика мира по паритету покупательной способности, интерес к такому рынку огромен.

Конечно, еще в ходе переговоров страны – члены ВТО стремились добиться наиболее благоприятных условий доступа своих товаропроизводителей на рынок России. А наша делегация старалась сохранить оптимальный уровень защиты отечественных производителей товаров и услуг. В результате были достигнуты договоренности, что сразу после присоединения Россия снижает ввозные пошлины примерно по трети из более чем 11500 тарифных позиций. По четверти позиций определили начальные и конечные уровни «связывания», выше которых нельзя устанавливать пошлины на конкретные товары. А по наиболее чувствительным для нас продолжительность переходных периодов установили в 7–8 лет.

Россия приняла обязательство уменьшить средневзвешенный уровень тарифной защиты по сельскохозяйственным товарам с 15,2 до 11,3 процента, а по промышленным – с 11,3 до 6,4. Удалось сохранить и наше право на применение экспортных пошлин, которые приносят около 20 процентов доходов государственному бюджету и возвращают стране значительную часть природной ренты. Безусловно, нововведения не могли не отразиться на объемах импорта в Таможенный союз, что усилило конкуренцию не только в РФ, но и на внутреннем товарном рынке этого союза.

Однако ВТО – улица с двусторонним движением. И для российских производителей открылись рынки 160 стран. Принцип режима наибольшего благоприятствования распространяется и на наш экспорт. Это особенно важно сегодня, в условиях «санкционной дипломатии». Не будь Россия членом ВТО, для ее экспортеров могли бы закрыться двери многих государств – членов Всемирной торговой организации. Поэтому слухи о «скором выходе» нашей страны из нее просто абсурдны.

Главная цель ВТО – развитие мировой торговли на основе справедливых условий конкуренции без вмешательства правительств. Тем не менее товаропроизводители допускают факты недобросовестной и несправедливой конкуренции, стремясь занять доминирующие позиции на рынках. По данным департамента статистики ВТО, ежегодно инициируется от 250 до 300 антидемпинговых расследований, проводятся также компенсационные и специальные защитные расследования.

Субъекты международной торговли довольно успешно применяют инструменты защиты внутреннего товарного рынка от недобросовестной конкуренции. Например, в США на начало 2014 года действовало 290 мер защиты. Там функционирует Комиссия по международной торговле, созданная еще в 1916 году, которая «проводит исследования импорта товаров, субсидируемых или продаваемых по цене ниже справедливой, а также исследования несправедливых действий в торговле импортными товарами».

В рамках этой комиссии действует Национальное агентство по мониторингу, оно отслеживает импорт конкурирующих товаров на территории США, а результаты мониторинга публикует на своем сайте. Любая компания, фирма может скачать нужную информацию и при необходимости начать процедуру применения мер защиты. Таким образом власти США оказывают государственную поддержку национальным товаропроизводителям в условиях открытых рынков ВТО.

Правительство нашей республики заблаговременно, еще до присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации, решило создать Межведомственную рабочую группу по подготовке и адаптации отраслей экономики и социальной сферы Татарстана к условиям ВТО. А для научно-методического обеспечения ее работы по инициативе Премьер-министра Ильдара Халикова в Казанском национальном исследовательском технологическом университете был образован Центр ВТО КНИТУ. Правительство РТ регулярно утверждает планы мероприятий, направленных на защиту экономических интересов республиканских производителей промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Два года назад Межведомственная рабочая группа по предложению нашего Центра ВТО организовала мониторинг импорта конкурирующих товаров на территории Таможенного союза в части продукции, производимой предприятиями Татарстана. Финансировались эти исследования из федерального бюджета в рамках «Программы поддержки Камского инновационного территориально-производственного кластера на 2013–2016 годы». Участниками проекта стали 20 предприятий РТ, которые представили для мониторинга 138 товарных позиций по 15 группам.

Надо сказать, что государства – члены Таможенного союза на базе существующих соглашений ВТО приняли собственное соглашение «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам», которое создало правовую базу для защиты внутреннего рынка. Товаропроизводители стран Таможенного союза в той или иной степени применяют инструменты защиты от недобросовестной и несправедливой конкуренции со стороны иностранных производителей аналогичной продукции.

Так, по состоянию на 1 сентября 2013 года там действовало 15 мер защиты, на 1 сентября 2014-го – 11 таких мер. Сегодня их также 11 – девять антидемпинговых и две специальные. В то же время в отношении товаров из государств – членов Таможенного союза странами ВТО применялись по состоянию на 1 июля 2013 года 96 ограничительных мер, год спустя уже 109, а на начало нынешнего – 128. Как говорится, сравните и почувствуйте разницу.

Этот дисбаланс, а также практика США по защите своего товарного рынка навели на мысль: необходимо создать отечественную систему мониторинга импорта конкурирующих товаров на территории Таможенного союза относительно продукции, производимой предприятиями Татарстана. К выводу о полезности таких исследований пришло и Министерство экономики РТ. Оно и приняло решение о проведении Центром ВТО КНИТУ мониторинга, указало источник финансирования.

Каковы основные этапы организации защиты внутреннего товарного рынка? Сначала исполнителю предоставляют перечень товарных позиций для мониторинга. Далее следует сам мониторинг импорта конкурирующих товаров. Объединение товаропроизводителей Таможенного союза инициирует антидемпинговое или специальное защитное расследование, готовится соответствующее заявление. Приводятся факты, доказывающие наличие демпинга или возросшего импорта аналогичных товаров на внутреннем рынке. Подсчитываются материальный ущерб, угроза его причинения или замедления создания новой отечественной отрасли. Далее компетентный орган проводит расследование.

При всей важности каждого этапа ключевыми, по нашему мнению, являются мониторинговые исследования. Их мы проводили весь прошлый год и в первом квартале нынешнего. Одновременно проанализировали динамику импорта товаров на территории Таможенного союза за 2011–2013 годы. При этом руководствовались методическими рекомендациями Департамента защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии, где указано: «Период для представления данных составляет три календарных года, непосредственно предшествующих году подачи заявления».

Для выявления признаков недобросовестной и несправедливой конкуренции необходим комплексный анализ, мы его проводили на трех уровнях.

Первый уровень анализа дает информацию о динамике импорта товара в натуральном и стоимостном выражении как на единой таможенной территории, так и на территориях России, Белоруссии и Казахстана. Здесь же содержатся сведения о средневзвешенных экспортных ценах единицы товара как в целом по Таможенному союзу, так и отдельно по каждой стране-участнице.

Например, объем экспорта странами – членами ВТО на территорию Таможенного союза по товарной позиции «Шины с индексом нагрузки не более 121» возрос в 2014 году по сравнению с 2011-м в четыре раза и составил в натуральном выражении 1717984 штуки, в том числе на территории России – 1550977, Казахстана – 46384 и Белоруссии – 120623 штуки. При этом средневзвешенные экспортные цены за единицу товара за тот же период снизились на 34 процента. Здесь же анализируется емкость внутреннего рынка, что создает возможность принятия решений о замещении импорта конкурирующего товара.

Второй уровень анализа дает представление о динамике и объеме импорта товара на территорию РФ странами – членами ВТО. Именно на основе этой информации делались выводы о перспективах специальных защитных мер. Представлены здесь и данные о средневзвешенных экспортных ценах единицы товара в разрезе стран-экспортеров. Например, по той же товарной позиции мы увидели, что Китай и Сербия в 2012 году увеличили экспортные поставки шин с индексом нагрузки не более 121 на территорию России почти в три раза, Германия – в 1,7, Республика Корея – в 1,3. Цифры позволяют увидеть перспективы инициирования специального защитного расследования по отношению к названным странам, что позднее может стать поводом для повышения таможенных пошлин или квотирования импорта товара.

Третий уровень анализа дает представление о динамике импорта товара в натуральном выражении и динамике экспортных цен в разрезе предприятий-экспортеров из ВТО. Например, группы компаний Continental и GoodYear снизила экспортную цену единицы товара-аналога отечественного «Шины с индексом нагрузки не более 121» в 2014 году по сравнению с 2013-м на 21 процент, Мichelin – на 15, одна китайская компания – на 42 процента. Данные позволяют инициировать антидемпинговые расследования в отношении названных производителей.

Исследования позволили нам выявить 107 фактов возросшего импорта и 63 признака демпинга. Данные мониторинга и анализа направлены всем предприятиям – участникам проекта. Результаты были доложены на заседании Экономического совета при Кабинете Министров РТ, в Евразийской экономической комиссии, Департаменте торговых переговоров Минэкономразвития РФ, Аналитическом центре при Минпромторге РФ. Их положительно оценил директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Максим Медведков. Общее мнение: мониторинги необходимо продолжать.

Если предприятия решат инициировать защитные расследования, Центр ВТО КНИТУ окажет методическую и практическую помощь в подготовке заявлений, а Аналитический центр по внешней торговле РФ готов обеспечить их сопровождение в ЕЭК.

Какие напрашиваются выводы и предложения?

Мониторинг импорта конкурирующих товаров на региональном уровне возможен, а его результаты крайне необходимы предприятиям для защиты внутреннего рынка. Активное применение разрешенных правилами ВТО защитных мер позволит сохранить status quo отечественных производителей на товарном рынке Таможенного союза.

В защите наших экономических интересов заинтересованы и правительства, как федеральное, так и региональные, поскольку благополучие предприятий – это и благополучие бюджетов всех уровней. Участники проекта ожидают дальнейшего субсидирования мониторинговых исследований в 2015 году из средств федерального и регионального бюджетов, справедливо полагая, что они как добросовестные налогоплательщики вправе рассчитывать на государственную поддержку своих экономических интересов.

Необходимо расширить перечень товарных позиций для мониторинга за счет включения в него продукции предприятий промышленности Татарстана, не являющихся участниками Камского кластера.

Сегодня на предприятиях нет подготовленных специалистов, знающих правила и нормы ВТО. Это затрудняет продвижение результатов исследований в практическое русло – для инициирования антидемпинговых или специальных защитных расследований. Поэтому нужно продолжить обучение специалистов по соответствующим образовательным программам.

Настоящие исследования не имеют аналогов в Российской Федерации. Министерство экономики могло бы активно продвигать идею организации мониторинга импорта конкурирующих товаров в части продукции, производимой на территории России. Уверен, мы нашли бы поддержку как в Министерстве экономического развития, так и в Министерстве промышленности и торговли РФ.

Ильдус БИКТАГИРОВ, директор Центра ВТО КНИТУ, член Межведомственной рабочей группы по подготовке и адаптации отраслей экономики и социальной сферы РТ к условиям ВТО

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости