Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", иными нормативными правовыми актами и устанавливает порядок (процедуру) ликвидации государственных унитарных предприятий (далее - предприятий), учредителем которых выступает Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - Министерство).
Настоящее Положение не распространяется на случаи ликвидации предприятий в судебном порядке.
1. Принятие решения о ликвидации предприятия
1.1. Решение о ликвидации предприятия принимается Министерством. Согласия трудового коллектива предприятия на ликвидацию предприятия не требуется.
1.2. Предложения о ликвидации предприятий могут направляться в Министерство территориальными подразделениями Министерства, руководителями предприятий, администрациями городов и районов Республики Татарстан, органами исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющими государственное регулирование деятельности предприятий (далее - государственный орган).
1.3. Для принятия решения о ликвидации предприятия руководитель предприятия обязан представить в Министерство анализ финансового состояния предприятия, содержащий вывод о недостаточности либо достаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о ликвидации предприятия, указан в приложении 1.
1.4. На основании представленных документов управление экономики и развития имущественных отношений Министерства подготавливает решение о ликвидации предприятия и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора). В решении о ликвидации предприятия должны быть установлены порядок и сроки ликвидации.
1.5. В состав ликвидационной комиссии могут быть включены представители Министерства, местной администрации, государственного органа, представитель Государственного архива документов по личному составу Республики Татарстан, работники предприятия или вышестоящей организации, а также иные физические лица.
С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами предприятия.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого предприятия выступает в суде.
1.6. Руководитель предприятия, в отношении которого принято решение о ликвидации, обязан в трехдневный срок передать по акту ликвидационной комиссии (ликвидатору) всю имеющуюся документацию предприятия, печати, штампы и т.п.
1.7. Размер вознаграждения ликвидатору устанавливается Министерством. Указанный размер вознаграждения не может быть ниже уровня вознаграждения арбитражного управляющего, определенного в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
1.8. Управление экономики и развития имущественных отношений Министерства в трехдневный срок в письменной форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002г. № 439, уведомляет о принятии решения о ликвидации предприятия, о формировании ликвидационной комиссии предприятия или о назначении ликвидатора орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц по месту нахождения предприятия (далее - регистрирующий орган), с приложением решения о его ликвидации.
2. Права и обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора)
2.1. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана:
- опубликовать сведения о ликвидации предприятия и письменно уведомить об этом кредиторов предприятия;
- принять в ведение имущество предприятия, провести его инвентаризацию и обеспечить сохранность;
- привлечь независимого оценщика, аудитора, а также иных специалистов в случаях, установленных настоящим Положением;
- уведомить работников предприятия о предстоящем увольнении не позднее десяти дней с даты принятия решения о ликвидации;
- разработать смету доходов и расходов предприятия на период ликвидации;
- анализировать финансовое состояние предприятия;
- разработать в случаях, установленных настоящим Положением, план ликвидации предприятия;
- принять меры по взысканию дебиторской задолженности предприятия, выявлению и возврату имущества, в том числе в судебном порядке;
- вести реестр заявленных и признанных требований кредиторов предприятия;
- вести бухгалтерский учет и отчетность, также ежеквартально в сроки, установленные для сдачи бухгалтерской отчетности, и при утверждении промежуточного и ликвидационных балансов представлять в Министерство отчет о проделанной работе;
- сообщить в Министерство сведения об имуществе, не подлежащем реализации, об имуществе, оставшемся после расчетов с кредиторами, для принятия соответствующего решения о его передаче;
- обеспечить в порядке, установленном законодательством, уведомление налоговых органов о ликвидации предприятия и снятии предприятия с налогового учета.
2.2. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе:
- распоряжаться имуществом предприятия в порядке и на условиях, которые установлены законодательством и настоящим Положением;
- увольнять работников предприятия в установленном законодательством порядке;
- заявлять отказ от исполнения договоров в порядке, установленном законодательством и настоящим Положением;
- осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на нее обязанностей.
2.3. Сведения о ликвидации предприятия публикуются в недельный срок с момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц по месту их нахождения, и содержат информацию о ликвидации предприятия, о порядке и сроках предъявления требований его кредиторами.
Срок предъявления требований кредиторами должен составлять от двух до трех месяцев с момента публикации о ликвидации предприятия. Указанный срок может быть продлен по согласованию с управлением экономики и развития имущественных отношений Министерства, в том числе в связи с претензионно-исковой работой ликвидационной комиссии (ликвидатора), проводимой комплексной налоговой проверкой и т.д.
2.4. При наличии актов исполнительного производства в отношении имущества ликвидируемого предприятия судебный пристав-исполнитель обязан в соответствии со статьей 61 Федерального закона "Об исполнительном производстве" передать исполнительные документы ликвидационной комиссии (ликвидатору).
2.5. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) направляет в банк, в котором находятся счета ликвидируемого предприятия, заявление о прекращении списания средств со счетов без согласия ликвидационной комиссии (ликвидатора).
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана использовать только один счет предприятия в банке или иной кредитной организации (основной счет), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязана открыть в ходе ликвидации такой счет. Другие счета подлежат закрытию по мере их обнаружения, остатки денежных средств - перечислению на основной счет.
Отчет об использовании денежных средств представляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) в Министерство при утверждении промежуточного и ликвидационного балансов или по требованию Министерства.
Ликвидационная комиссия обеспечивает закрытие дополнительных расчетных счетов предприятия.
2.6. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в Министерство сведения о наличии земельных участков, закрепленных за предприятием, а также соответствующие документы.
2.7. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе в соответствии с законодательством в течение трех месяцев с даты принятия решения о ликвидации отказаться от исполнения договоров по финансово-хозяйственной деятельности предприятия и иных сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если их исполнение повлечет за собой убытки для предприятия по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах, или приведет к нарушению установленных сроков ликвидации.
Договоры по финансово-хозяйственной деятельности могут быть заключены в ходе ликвидации предприятия в соответствии с утвержденным планом ликвидации.
2.8. В целях правильного учета имущества предприятия, ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.
2.9. При установлении невозможности удовлетворения требований кредиторов в полном объеме ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться с заявлением в арбитражный суд о признании предприятия несостоятельным (банкротом) не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств. В этом случае арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого предприятия банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.
Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого предприятия не применяются.
3. Инвентаризация имущества
3.1. Инвентаризация имущества ликвидируемого предприятия проводится в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.
3.2. Инвентаризация имущества осуществляется, в том числе при смене материально ответственных лиц в связи с назначением ликвидатора предприятия (на день приемки-передачи дел), а также на дату составления промежуточного ликвидационного баланса предприятия.
3.3. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения при учете обязательств.
3.4. Под имуществом предприятия понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
Инвентаризации подлежит все имущество предприятия, независимо от его местонахождения, и все виды финансовых обязательств.
Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие предприятию, но числящиеся на бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Инвентаризация имущества производится по месту его нахождения при обязательном присутствии материально ответственного лица.
3.5. До начала проверки фактического наличия имущества ликвидационной комиссии (ликвидатору) сдаются последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы, отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств с расписками материально ответственных лиц и лиц, имеющих подотчетные суммы на приобретение имущества или доверенности на его получение.
Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи (акты инвентаризации), составляемые в двух экземплярах.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера при непосредственном участии материально ответственных лиц и указывают в описях по номенклатуре в единицах измерения, принятых в учете.
Описи подписывают все члены ликвидационной комиссии и материально ответственные лица.
3.6. По окончании инвентаризации в случаях выявления отклонений (излишков и недостач товарно-материальных ценностей) от учетных данных составляются сличительные ведомости по имуществу.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация.
4. Составление промежуточного ликвидационного баланса
4.1. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в Министерство на утверждение промежуточный ликвидационный баланс.
4.2. В качестве исходных данных для составления промежуточного ликвидационного баланса используется последний отчетный бухгалтерский баланс предприятия, составленный до того, как было принято решение о ликвидации предприятия. В форме приложений к промежуточному ликвидационному балансу представляются реестр заявленных и признанных требований кредиторов и заключение о достаточности либо недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов.
4.3. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) также представляет на согласование в управление экономики и развития имущественных отношений Министерства смету доходов и расходов на период ликвидации. Смета должна включать размер признанных требований кредиторов и текущих платежей, а также доходов от взыскания дебиторской задолженности, реализации имущества и др.
4.4. При недостаточности денежных средств для покрытия кредиторской задолженности и текущих платежей ликвидационная комиссия (ликвидатор) разрабатывает и представляет на утверждение в управление экономики и развития имущественных отношений Министерства план ликвидации предприятия, включающий мероприятия по привлечению дополнительных денежных средств за счет реализации имущества, ведения претензионно-исковой работы по взысканию задолженности перед предприятием, возврату имущества, обеспечению сохранности имущества, а также условия и порядок реализации указанных мер.
4.5. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается распоряжением Министерства. На промежуточном ликвидационном балансе ставится отметка о его утверждении распоряжением Министерства (с указанием реквизитов).
Перечень документов, необходимых для утверждения промежуточного ликвидационного баланса, указан в приложении 2.
4.6. Управление экономики и развития имущественных отношений Министерства уведомляет регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г.№439.
5. Продажа имущества предприятия
5.1. После утверждения промежуточного ликвидационного баланса в соответствии с планом ликвидации предприятия, при недостаточности имеющихся у предприятия денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) осуществляет продажу имущества предприятия с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
5.2. При проведении процедуры ликвидации предприятия сделки по отчуждению либо обременению обязательствами недвижимого имущества осуществляются только после предварительного согласования с Министерством.
5.3. В первую очередь реализуется имущество, непосредственно не участвующее в производстве (ценные бумаги, автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное); во вторую очередь - готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующие в производстве и не предназначенные для непосредственного участия в нем; в третью очередь - объекты недвижимого имущества, а также сырье и материалы, станки, оборудование, другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве.
5.4. В случае реализации недвижимого имущества ликвидационная комиссия (ликвидатор) обеспечивает проведение его оценки. Оценка имущества предприятия проводится независимым оценщиком на основании утвержденного плана ликвидации предприятия.
5.5. В случае, если объект недвижимого имущества не будет реализован ликвидационной комиссией (ликвидатором) в установленном порядке, по согласованию с Министерством допускается продажа такого имущества со снижением начальной цены продажи до 50%.
5.6. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) может осуществить продажу имущественного комплекса ликвидируемого предприятия (его части) в соответствии с законодательством.
5.7. Движимое имущество реализуется на комиссионных или иных договорных началах, предусмотренных законодательством.
5.8.Средства, вырученные от реализации и сдачи в аренду имущества ликвидируемого предприятия, поступают на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) и направляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации.
6. Погашение требований кредиторов
6.1. Выплата денежных сумм кредиторам предприятия осуществляется в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия;
- в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
6.2. Выплаты первых четырех очередей производятся начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Выплаты пятой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
6.3. Расходы на публикацию информационного сообщения о ликвидации предприятия, выявление кредиторов, получение дебиторской задолженности и иные расходы и текущие платежи, связанные с ликвидацией предприятия, а также с выплатой ликвидатору вознаграждения, покрываются вне очередности удовлетворения требований кредиторов.
7. Составление ликвидационного баланса
7.1. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс и представляет его на утверждение в Министерство. Вместе с ликвидационным балансом ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в Министерство отчет о завершении ликвидации предприятия.
На ликвидационном балансе ставится отметка о его утверждении распоряжением Министерства (с указанием реквизитов).
7.2. До утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) обеспечивает уплату государственной пошлины за государственную регистрацию в связи с ликвидацией предприятия.
7.3. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество предприятия передается Министерству или по его решению другим юридическим лицам, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами предприятия. Денежные средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов предприятия, перечисляются на расчетный счет Департамента казначейства при Министерстве финансов Республики Татарстан в соответствии с бюджетной классификацией "Отчисления от прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет" с пометкой "от ликвидации".
Объекты социальной сферы, как правило, должны передаваться в ведение специализированных организаций в установленном порядке.
7.4. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) после завершения процесса ликвидации предприятия для государственной регистрации в связи с ликвидацией предприятия представляет в регистрирующий орган следующие документы:
а) заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. №439. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" порядок ликвидации предприятия, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации предприятия согласованы с соответствующими государственными органами;
б) ликвидационный баланс (с распоряжением Министерства о его утверждении);
в) документ об уплате государственной пошлины.
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно руководителем ликвидационной комиссии (ликвидатором), иным уполномоченным лицом либо направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.
7.5. Ликвидация предприятия считается завершенной, а предприятие - прекратившим свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
7.6. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) в трехдневный срок со дня опубликования в печати информации регистрирующего органа о ликвидации предприятия представляет для экономической экспертизы процесса ликвидации предприятия и внесения изменений в Реестр государственной собственности Республики Татарстан в Министерство копии свидетельств о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации предприятия и уведомления о снятии предприятия с налогового учета.
7.7. Ликвидированное предприятие исключается из Реестра государственной собственности Республики Татарстан.