Инструкция по определению экологического ущерба, причиненного земельным (почвам) и растительным ресурсам

Настоящая "Инструкция по определению экологического ущерба, причиненного земельным (почвам) и растительным ресурсам" разработана сектором охраны земельных ресурсов, сектором охраны растительного и животного мира Управления охраны окружающей среды Минприроды Республики Татарстан.


Разработали: Бережная Н.А., Усанова Н.И., Мочалова Е.Б. под руководством Игонина Е.И.


Утверждена и введена в действие
приказом министра от 27 марта 2001 г. № 255


Настоящая Инструкция не может быть частично или полностью воспроизведена, тиражирована и распространена без разрешения Минприроды Республики Татарстан.


1. Область применения


Настоящий документ (далее Инструкция) устанавливает механизм расчета ущерба, нанесенного земельным (почве) и растительным ресурсам (включая лесные) в результате их захламления, загрязнения химическими веществами (включая отходы производства и потребления, сточные воды, химические минеральные удобрения и средства защиты растений, нефть и нефтепродукты и др.); деградации (истощения, физического повреждения и т.д.); при изъятии особо ценных биоценозов для хозяйственной и иной деятельности, а также аварий.


Инструкция подлежит применению Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, а также государственными природными заповедниками, природными парками, природными заказниками и другими ООПТ в случае нарушения природоохранительного законодательства, повлекшего за собой причинение вреда земельным (почвам) и растительным ресурсам (в том числе лесным).


2.Общие положения


2.1. Инструкция, разработанная в соответствии c Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", Законом Республики Татарстан "Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан", Земельным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Республики Татарстан, Законом Республики Татарстан "О растительном мире", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 марта 1993 г. № 113 " Об утверждении Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами", п. 19 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 июня 1994г. № 282, постановлениями Кабинета Министров РТ от 25.10.93г. № 615 и от 17.07.95г. № 479 "О Красной книге Республики Татарстан", постановлением Кабинета Министров РТ от 17.12.98г. № 761 "О запрете сбора дикорастущих декоративных растений", устанавливает порядок определения ущерба, причиненного в результате хозяйственной и иной деятельности, приведшей к деградации земельных (почв) и растительных (включая лесные) ресурсов.


2.2. Инструкция распространяется на все земли Республики Татарстан, независимо от вида пользования и принадлежности земельных и растительных (включая лесные) ресурсов.


2.3. Вред, нанесенный окружающей природной среде (почвам и растительным ресурсам), оценивается на основе фактически установленного, инструментально измеренного и документально подтвержденного негативного воздействия на почвы и растительные ресурсы в результате хозяйственной и иной деятельности.


2.4. Основные виды нарушений природоохранительного законодательства (земельного, лесного), в результате которых наносится ущерб земельным (почвам) и растительным (в том числе лесным) ресурсам:


- самовольное занятие земель природно-заповедного, природоохранного, рекреационного и оздоровительного назначения, других земель с особыми условиями использования;


- строительство и ввод в эксплуатацию объектов, не получивших положительного заключения гос. экологической экспертизы, отрицательно влияющих на состояние земельных (почв), растительных (включая лесные) ресурсов;


- порча и уничтожение плодородного слоя почв (в том числе при проведении трелевки и заготовки древесины);


- загрязнение земель токсичными и радиоактивными веществами (отходами промышленного производства, химическими минеральными удобрениями и средствами защиты растений, нефтью и нефтепродуктами, сточными водами, химическими реагентами и т. д. );


- захламление земель (в том числе лесного фонда) отходами производства и потребления;


- невыполнение рекультивации нарушенных земель;


- нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;


- использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель;


- заготовка древесины и иной лесной продукции без соответствующих разрешительных документов;


- незаконное уничтожение или повреждение полезащитных лесных полос либо иных защитных или озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в лесной фонд;


- незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление;


- уничтожение или повреждение подроста в лесах;


- повреждение сенокосов и пастбищных угодий (в том числе лесного фонда);


- самовольное сенокошение, пастьба скота в лесах;


- повреждение леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми выбросами, отходами производства и потребления, влекущее его усыхание или заболевание;


- уничтожение или повреждение леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем, а также нарушение требований пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение пожара либо распространение его на значительной площади;


- рубка деревьев, не подлежащих рубке при проведении выборочных, постепенных и санитарных рубок и рубок ухода за лесом;


- рубка леса и трелевка древесины в запрещенное лесорубочных билетах (ордерах) время;


- рубка или повреждение до степени прекращения роста деревьев за пределами переданных лесозаготовителю лесосек;


- повреждение деревьев, не влекущее прекращения роста, за пределами, переданными лесозаготовителю лесосек;


- заготовка побочных лесных материалов ( в том числе ветвей на банные веники, ивовое и дубовое корье, березовые(сосновые) почки и т.д.), повлекшая ослабление или прекращение роста деревьев и кустарников;


- отсутствие или нарушение пастбищеоборота, влекущее деградацию растительных ресурсов (включая лесные) и т.д.


3. Использование средств, поступающих в порядке возмещения причиненного вреда в результате загрязнения, деградации земельных (почв) и растительных ресурсов (в том числе лесов), при изъятии особо ценных биоценозов во временное или постоянное пользование под любые виды хозяйственной деятельности


3.1. Выплаты по искам за загрязнение и деградацию земельных (почв) и растительных (в том числе лесных), в возмещение ущерба за изъятие особо ценных биоценозов во временное или постоянное пользование под любые виды хозяйственной деятельности ресурсов направляются в бюджет Республики Татарстан в установленном порядке.


4. Оформление документов по нарушениям, вызвавшим загрязнение или деградацию земельных и растительных (в том числе лесных) ресурсов


4.1. Факты загрязнения или деградации земельных (почв) и растительных (в том числе лесных) ресурсов устанавливаются: органами Минприроды РТ, Госкомзема РТ, Госкомсанэпиднадзора РТ, Минлесхоза РТ, Министерства по гражданской обороне и ЧС и другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды;


соответствующими службами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, определенной положениями об их деятельности;


общественными инспекторами по охране природы, назначаемыми в порядке, устанавливаемом Минприроды Республики Татарстан;


должностными лицами, осуществляющими производственный экологический контроль за использованием и охраной земель и других природных ресурсов.


4.2. Выявление фактов загрязнения и деградации земельных (почв) и растительных ( в том числе лесных ) ресурсов осуществляется в результате:


а) плановых проверок;


б) проверок по жалобам и сведениям, поступившим от организаций и граждан;


в) осуществления мониторинга земель, рассмотрения и анализа материалов Государственного земельного кадастра, почвенных обследований, аэрокосмических съемок и других исследовательских работ по изучению земельных, лесных, растительных и других природных ресурсов;


г) аварий.


4.3. Основные виды деградации почв:


а) водная и ветровая эрозия, в том числе оврагообразование;


б) подтопление и заболачивание почв;


в) засоление и осолонцевание;


г) опустынивание;


д) механическое нарушение почвенного покрова, в том числе переуплотнение;


е) уменьшение запасов гумуса в результате сельскохозяйственной и иной деятельности;


ж) изменение рельефа, в том числе подземными выработками;


з) уменьшение или увеличение кислотности (от нейтральной реакции).


4.4. Основные виды загрязнения почв:


а) химическое;


б) радиационное;


в) биологическое, в том числе бактериально-паразитическими и карантинными вредными организмами.


4.5.Основные виды негативного воздействия на растительность:


а) выпас скота в лесу, лесополосах, лугах;


б) перевыпас скота на пастбищах;


в) сбор листовой подстилки в лесных массивах;


г) вытаптывание;


д) пожары;


е) загрязнение растительности нефтепродуктами, химическими веществами, отходами производства и потребления, сточными водами и др.;


ж) уничтожение растительности гербицидами;


з) сенокошение с нарушением установленных сроков;


и) сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод, лекарственных и др. растений с нарушением установленных сроков их сбора, объемов и участков сбора, а также с отсутствием специальных разрешений.


к) сбор ранневесенних декоративных дикорастущих растений;


л) сбор редких и исчезающих видов растений, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан.


4.6. Выявление загрязненных и деградированных участков земель или объектов растительного мира и определение степени их повреждения или истощения проводятся по факту нарушения в соответствии с нормативными и методическими документами, утвержденными или разрешенными для применения согласно приложениям настоящей Инструкции.


5. Определение размеров ущерба


5.1. Для определения размеров ущерба используется почвенная карта Республики Татарстан (как основа для определения стоимостной оценки различных типов почв и категорий земель), данные земельного, лесного и растительного кадастров, мониторинга земель, содержащие необходимую информацию о состоянии земельных (почв) и растительных (в том числе лесных) ресурсов. В случае невозможности определения загрязнения или деградации ресурсов визуальным путем либо более четкого определения присутствия нескольких загрязняющих химических веществ применяются данные почвенных, агрохимических, почвенно-эрозионных, геоботанических и других обследований. При отсутствии необходимых сведений проводятся дополнительные почвенные обследования в натуре с привлечением соответствующих специалистов и экспертов (почвоведов, геоботаников, лесоводов и др.)


5.2. Оплата дополнительных обследований и проводимых расчетов по определению ущерба, в том числе работа привлекаемых специалистов и экспертов, осуществляется за счет средств лица, допустившего загрязнение или деградацию земельных (почв) и растительных ( в том числе лесных ) ресурсов.


5.3. Для расчета ущерба определяется площадь (S) поврежденных (деградация или загрязнение) земельных (почв) или растительных (в том числе лесных) ресурсов. Единица измерения площади вводится единая - в гектарах (га).


5.4. Стоимостные показатели (Н) определяются в соответствии с нормативами стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных и лесных угодий для целей, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.06.96г. № 493 (Приложение 2) в случае повреждения земель сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения.


5.5. При повреждении земель, расположенных в пределах населенных пунктов (городов, поселков и т.д., территорий промышленных предприятий, организаций, учреждений, индивидуальных и кооперативных гаражей, дачных и садовых участков и т.д.) нормативная цена земель устанавливается согласно порядку определения ставок земельного налога и нормативной цены земли, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 июня 1993 г. № 365.


Указанные нормативы, определенные по состоянию на 13 июня 1996 года, индексируются Госкомземом РТ с использованием данных государственной статистики об индексации цен и изменяются с момента утверждения Кабинетом Министров Республики Татарстан новых нормативов стоимости земель.


5.6. Коэффициент экологической ситуации и экологической значимости (Кэ) на территории Республики Татарстан вводится для учета суммарного воздействия на почвы и равен 1,9. Он утвержден постановлением Правительства РФ "Об утверждении порядка определения платы, ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" от 28.08.92г. № 632 с изменениями от 27.12.94г. и обозначен Порядком определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами Минприроды РФ и Роскомзема РФ (Москва, 1993г., одобрен Минюстом РФ согласно письму от 13.12.93г. № 06-09/610).


5.7. Районные коэффициенты (Кр), применяемые к нормативам стоимости освоения новых земель для районов, расположенных в пригородных зонах городов республиканского подчинения и нефтяной зоне, утвержденные постановлением Кабинета Министров от 12.02.93г. № 54 "Об утверждении Положения о возмещении убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель" (Приложение 3).


5.8. Коэффициенты защитности земель (Кзз) приведены в таблице 1.


5.9. В случае загрязнения или деградации почв промышленных зон (промышленные предприятия, придорожные полосы авто- и железнодорожного транспорта, производственные площадки сельхозпредприятий, строительные площадки, земли обороны и др.) коэффициент защитности земель учитывается равный 0,5 (понижающий коэффициент для условно грязных почв).


5.10. Определение размеров ущерба при загрязнении почв токсичными и радиоактивными веществами (отходами промышленного производства, химическими минеральными удобрениями и средствами защиты растений, нефтью и нефтепродуктами, сточными водами, химическими реагентами и т. д. )


5.10.1.Ущерб за загрязнение почв определяется:


- при производственном загрязнении почв (выбросами и сбросами загрязняющих веществ - на основе данных лабораторных анализов и визуальном определении наличия загрязнения);


- при нарушении технологии и регламентов применения пестицидов и других агрохимикатов, несоблюдения природоохранных требований при их хранении, транспортировке, проведении погрузочно-разгрузочных работ, их применении;


- при загрязнении почв в случае аварий, залповых сбросов и выбросов.


Лабораторные анализы проводятся в химических лабораториях, специализированных инспекций аналитического контроля Минприроды РТ.


В случаях загрязнения почв при авариях, залповых сбросах и выбросах полевые обследования и лабораторные анализы проводятся за счет виновных в загрязнении почв.


5.10.2. При расчете размеров экологического ущерба за загрязнение почв определяются площадь загрязнения земель (почв) веществом i -го вида (S(i) - в гектарах (га), нормативы стоимости земель (приложение 2), учитывается коэффициент экологической ситуации (Кэ), районный коэффициент к нормативам стоимости земель (Кр) (приложение 3), коэффициент защитности земель (Кзз), если имеется категория защитности (таблица 1) согласно законодательству Российской Федерации и Республики Татарстан, коэффициент глубины (Кг) для расчета ущерба в зависимости от глубины загрязнения почв (таблица 2) и коэффициент степени загрязнения почв (Кзаг (i), определяемый по таблице 4, исходя из степени загрязнения почв. Степень загрязнения почв характеризуется 5 уровнями: 1- допустимый, 2 - слабый, 3 - средний, 4 - сильный и 5 - очень сильный (таблица 3).


Под допустимым уровнем загрязнения понимается содержание в почве химических веществ, не превышающих их предельно допустимых концентраций (ПДК) или (ОДК) (таблица 5).


При допустимом уровне загрязнения Кзаг приравнивается к 1, следовательно не учитывается при определении ущерба. При превышении ПДК (ОДК) в 2 раза, коэффициент равен 1,3 и так далее до 4 при очень сильной степени загрязнения с учетом фонового содержания элементов в почве. При отсутствии данных по фоновому содержанию в почве неорганических химических веществ фон берется как среднерегиональный для незагрязненной территории в соответствии с определенными и утвержденными в установленном порядке фоновыми значениями, для органических соединений их фоновое содержание в почве приравнивается к 0,1 ПДК.


Факт загрязнения земель, наличие загрязнителя, глубина загрязнения и степень загрязнения почвы устанавливаются на основании визуального осмотра территории и подтверждаются результатами аналитического контроля (лабораторных анализов), проведенных на основании нормативных и методических документов, утвержденных или разрешенных для применения на территории Российской Федерации и Республики Татарстан.


Размеры ущерба от загрязнения почв рассчитываются по следующей формуле: *


У = Н * S(i) *Кэ * Кр * Кзз * Кг * Кзаг


5.10.3. В случае загрязнения земель (почв), покрытых естественной или искусственно созданной травянистой растительностью (газоны), а также древесно-кустарниковыми насаждениями (включая земли лесного ресурса) ущерб определяется по формуле с учетом коэффициента защитности растений (Кзр) согласно таблице 8:


У= Н * S(i) * Кэ * Кр * Кзр


5.12. Определение ущерба от захламления земель отходами производства и потребления (твердые бытовые отходы и инертные отходы производства)


5.12.1. Ущерб от захламления земель определяется:


- при организации несанкционированных свалок отходов производства и потребления;


- при захламлении земель инертными отходами, образовавшимися во время аварий (взрывы, крушения на ж/д и т.д.);


- при захламлении земель строительными и иными инертными отходами.


5.12.2. При расчете размеров ущерба от захламления земель учитываются площадь захламления земель (S - в гектарах), нормативы стоимости земель, коэффициент экологической ситуации (Кэ), районный коэффициент к нормативам стоимости земель (Кр), коэффициент защитности земель (Кзз) (если имеется категория защитности согласно законодательству Российской Федерации и Республики Татарстан), показатель захламления земель (Пзах), равный произведению норматива платы за размещение отходов и их объема в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.08.2000г. № 579 "О совершенствовании механизма расчета взимания и использования платежей за загрязнение окружающей природной среды" и Порядком определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, зарегистрированным Минюстом РФ от 13.12.93г. 3 06-09/610 (таблица 6).


Ущерб от захламления земель отходами производства и потребления определяется по формуле:


У = Н * S * Кэ * Кр * Кзз + Пзах


5.12.3. В случае захламления земель, покрытых естественной или искусственно созданной травянистой растительностью, а также древесно-кустарниковыми насаждениями (включая леса), ущерб определяется по формуле с учетом коэффициента защитности растений (Кзр) согласно таблице 8:


У= Н * S * Кэ * Кзр + Кзах


5.13. Определение ущерба при деградации почв


5.13.1. Ущерб от деградации почв определяется в случае:


- нарушения почвенного покрова;


- водной и ветровой эрозии (промоины, овраги, опустынивание и т.д., приводящие к потере плодородной почвы - гумуса);


- подтопления и заболачивания в результате хозяйственной деятельности;


- засоления;


- уплотнения (в процессе хозяйственной деятельности, при эксплуатации транспортных средств и утаптывании);


- истощения (снижения или полной потери плодородия) и др.


5.13.2.Факт деградации земель устанавливается визуально и в результате агрохимических обследований. В случае необходимости уточнения степени деградации земель при истощении, засолении, потери плодородия почв проводятся почвенные и др. исследования и необходимые лабораторные анализы на основании методических документов, утвержденных или разрешенных для применения на территории Российской Федерации и Республики Татарстан.


Полевые обследования и лабораторные анализы проводятся за счет виновных в деградации почв.


При расчете размеров ущерба от деградации почв учитываются их площадь (Sд - в гектарах), нормативы стоимости земель, коэффициент экологической ситуации (Кэ), районный коэффициент к нормативам стоимости земель (Кр), коэффициент защитности земель (Кзз) (если имеется категория защитности согласно законодательству Российской Федерации и Республики Татарстан) и коэффициент пересчета степени деградации почв (Ксдп в зависимости от степени деградации согласно таблице 7).


У = Н* Sд * Кэ * Кр * Кзз * Ксдп


5.14. Определение ущерба при деградации растительности (включая леса)


5.14.1. Ущерб от деградации растительности определяется по следующей формуле:


У = Н* S * Кэ * Кр * Кдр, где


Кдр - коэффициент деградации растительности (таблица 9).


При расчете ущерба от деградации древесно-кустарниковой растительности, не входящей в государственный лесной фонд, учитывается коэффициент защитности растений (Кзр) (таблица 8) в соответствии с кадастровой оценкой растительности для различных растительных сообществ:


У = Н* S * Кэ * Кр * Кзр


5.15. Определение ущерба при изъятии особо ценных биоценозов в постоянное или временное пользование под любые виды хозяйственной деятельности


5.15.1. В случае изъятия особо ценных биоценозов, в том числе:


- леса I группы, выполняющие водоохранные функции: запретные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;


- леса, выполняющие защитные функции: противоэрозионные защитные полосы лесов и лесополос вдоль автомобильных и железнодорожных дорог, полезащитные лесополосы, колковые леса, склоновые леса, ленточные боры;


- леса, выполняющие санитарно-гигиенические и оздоровительные функции;


- леса зеленых зон вокруг поселений;


- леса санитарно-защитных зон предприятий;


- городские леса;


- леса специального целевого назначения, в том числе леса Минобороны РФ и т.д.;


- леса природно-заповедного фонда;


- естественные (условно-коренные) леса;


- древесно-кустарниковые насаждения, выполняющие водоохранные, противоэрозионные, полезащитные и другие защитные экологические функции;


- водно-болотные угодья;


- особо ценные пойменные земли с заливными лугами;


- участки естественной остепненной растительности;


- места произрастания ценных и редких исчезающих видов растений, занесенных в Красные книги РФ и РТ;


- места обитания редких и исчезающих видов животных, занесенных в Красные книги РФ и РТ;


- участки залежных земель;


- земли запаса для создания зеленых насаждений в поселениях;


- перспективные ООПТ.


5.15.2. Ущерб определяется по формуле:


У= Н * S * Кэ * Кцб , где


Кцб - коэффициент ценности биоценозов (Кцб = 5) учитывается при наличии редких и исчезающих видов растений и животных, занесенных в Красную книгу РТ, на изымаемой территории и определяется методом биометрии (флора) и учетным материалом (фауна), исходя из усредненных значений (приложения 4,5).


5.16. Определение ущерба, нанесенного земельным (почвам) и растительным (в том числе лесным) ресурсам в результате аварии


5.16.1. В случае аварийных ситуаций, повлекших за собой негативное воздействие на природную среду - любые прямые или косвенные немедленные или возникшие через какое-то время вредные последствия аварии, в частности, для:


а) флоры, фауны;


б) почвы и ландшафта.


5.16.2. Величина компенсации ущерба, наносимого негативным воздействием на окружающую среду, определяется как сумма ущербов, причиненных различным природным ресурсам, но может быть определена и по одному из них.


* Примеры расчета экологического ущерба приведены в приложении 6.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости