На этой неделе в Казани прошла двухдневная всероссийская конференция «Вопросы межведомственного взаимодействия в области раннего выявления, социальной адаптации и инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра».
Участниками форума стали ведущие российские специалисты – такие как член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, директор Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики» (Москва) Анна Битова, сопредседатель координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ Елена Клочко, руководитель реабилитационной программы центра реабилитации инвалидов с детства «Наш солнечный мир» Игорь Шпицберг и многие другие.
Первый день форума прошел в Деревне Универсиады, а во вторник участников конференции принимали в Минсоцзащиты РТ и Госсовете республики.
Неприятный диагноз ни в коем случае нельзя считать приговором, и дети с корректированным течением заболевания вполне способны посещать и обычный детский сад, и общеобразовательную школу
На форум были приглашены около трехсот татарстанских семей, в которых воспитывают малышей с различными расстройствами такого характера. По мнению министра соцзащиты Эльмиры Зариповой, выступившей на пресс-конференции перед проведением всероссийского мероприятия, поучаствовать в разговоре со специалистами полезно не только родителям детей с уже выставленным диагнозом «аутизм», но и тем, кто заметил в развитии своего ребенка насторожившие их отклонения. Дело в том, что симптомы заболевания могут быть «стерты» и до поры до времени заметны только близким. К примеру, в первый год жизни даже при регулярно проводимых плановых осмотрах педиатры могут их пропустить. А ведь известно, что вовремя замеченный недуг легче поддается коррекции и при правильном лечении может быть практически незаметным для окружающих.
По словам главного детского психиатра Минздрава Елены Мирсковой, в числе признаков аутизма – задержка речевого развития. «Причем такие дети не могут объясниться ни мимикой, ни жестами, – отметила она. – Такие дети не тянутся к маме, не улыбаются. У них стереотипные действия, они повторяют слова, вопросы. Такие дети очень часто любят играть с неигровыми предметами. Был случай, когда у ребенка было много машинок, а он предпочитал играть коробкой от печенья».
Чем вызван аутизм? Безусловно, есть и генетическая составляющая, но эта причина – далеко не единственная. Спровоцировать заболевание могут и неправильное течение беременности, и тяжелые роды, и сочетание различных негативных факторов. Тем не менее неприятный диагноз ни в коем случае нельзя считать приговором, и дети с корректированным течением заболевания вполне способны посещать и обычный детский сад, и общеобразовательную школу. И, как правило, требование родителей других детей «изолировать больного ребенка от здоровых» безосновательны. Малыши с аутизмом неагрессивны и требуют разве что большего внимания со стороны персонала по причине чуть запоздалой реакции на занятиях. Так что общение с такими детьми здоровым детям не просто не вредно, а даже полезно, развивая в будущих гражданах сострадание, сочувствие и умение взаимодействовать с людьми разного психологического статуса.
| Елена МИРСКОВА, главный детский психиатр Минздрава РТ: | |
![]() | |
Очень часто родители, заподозрив у ребенка аутизм, готовы обращаться к любому специалисту, только не к психиатру... Однако лечением этого заболевания должен заниматься именно психиатр, другие специалисты бессильны.
По словам Елены Мирсковой, очень часто родители, заподозрив у ребенка аутизм, готовы обращаться к любому специалисту, только не к психиатру. Мол, поставят на учет, и ребенок на всю жизнь останется с клеймом «ненормального». Однако лечением этого заболевания должен заниматься именно психиатр, другие специалисты бессильны. К тому же по закону от лечения можно отказаться в любой момент, ведь и лечение, и адаптация проводятся только на добровольной основе. И на учет без согласия родителей никто никого не ставит.
Глава Минсоцзащиты РТ Эльмира Зарипова отметила, что в республике накоплен большой опыт социальной адаптации детей с аутизмом, создано более десяти реабилитационных центров. Например, в Казани это прекрасный центр «Апрель». Его специалисты активно используют особую технологию – так называемое «домашнее визитирование», дающее очень неплохие результаты. Так, за последние три года к школе здесь были подготовлены двадцать восемь детей с аутизмом, причем только трое из них сейчас обучаются на дому, остальные – в общеобразовательной школе наравне со сверстниками.
«Изначально помощь таким детям лежит в плоскости здравоохранения, а потом уже идет социальная адаптация», – подчеркнула Эльмира Зарипова. Ежегодно в реабилитационных центрах Татарстана обслуживаются от 170 до 270 детей с аутизмом.
Особая роль в воспитании детей с аутизмом отводится родителям – они должны создать дома атмосферу по примеру той, что в реабилитационном центре. И этому их нужно учить. Так что на всероссийском мероприятии в широком спектре представлен практический опыт в области раннего выявления аутизма и оказания своевременной помощи, обсуждаются вопросы социального волонтерства и вовлечения общественности в процесс социальной адаптации людей с нарушениями развития.


