ИХ И ЗДЕСЬ НЕПЛОХО КОРМЯТ
Учет водоплавающих птиц, зимующих в средней полосе, в Поволжье, на Урале и даже в Сибири, Союз охраны птиц России проводит с 2015 года. Птиц считают орнитологи и волонтеры, в Татарстане в нынешней акции участвовали больше 100 человек. Итоги «Серой шейки – 2026» в республике еще не подвели, по результатам прошлогодней акции 36 человек в 13 локациях насчитали 1790 особей (в основном это утки-кряквы).
Специалисты уверены, что в этом году результат переписи будет более впечатляющим: и переписчиков было больше, и количество птиц на водоемах продолжает увеличиваться. Ведь в отличие от героини трогательной сказки «Серая Шейка», которая не смогла улететь в теплые края вместе со всей стаей из-за переломанного крылышка, современным уткам не грозят зимой на родине опасности и обеспечен полный комфорт. Зачем же им куда-то улетать?
По словам орнитолога, профессора КФУ Ильгизара Рахимова, водоплавающие птицы в основном остаются зимовать на незамерзающих водоемах в городах, где сердобольные горожане обеспечивают их пищей.
– К кряквам, зимующим на наших водоемах, мы уже привыкли, их, как и голубей, можно считать синантропным видом, живущим рядом с человеком. Каждый год насчитываем в Казани до 1000 особей, в основном на озерах системы Кабан, – отметил Рахимов.
– На Нижнем Кабане есть две полыньи, которые поддерживаются искусственно. А на Среднем Кабане вода до конца не замерзает из-за сброса теплой воды с ТЭЦ-1, – добавила секретарь Татарстанского отделения Союза охраны птиц России и региональный координатор акции «Серая шейка» София Хохлачёва. – На озере в парке Победы есть небольшая полынья. Искусственный водоем в парке Урицкого замерзает, но утки всё равно там живут, потому что их кормят, некоторые птицы даже ночуют прямо на снегу, но большинство улетает ночевать на открытую воду, на Кабан.
Центральный городской водоем в Бугульме – постоянное место обитания крякв.
Фото: © Марина Черепанова
Жительница Бугульмы Марина Черепанова, приняв участие в нынешней акции «Серая шейка», насчитала на центральном городском водоеме 500 крякв. Делала для этого фото птиц, затем увеличивала снимок и считала птиц по головам, помечала каждую утку красной точкой.
– Этот водоем – постоянное место обитания крякв, их здесь кормят, но, к сожалению, не совсем правильно – хлебом. Я стараюсь объяснять людям, что лучше не кормить диких уток хлебобулочными изделиями, – рассказала «РТ» бугульминская экоактивистка.
Орнитологи подтверждают, что уток лучше кормить не хлебом, а сырым или пропаренным зерном пшеницы, ячменя, овса. Регулярное употребление хлебобулочных изделий, в которых много углеводов и мало белка, приводит к ожирению и даже деформации крыльев у птиц.
Фото: © София Хохлачёва
Кроме уже привычных крякв, зимой в Татарстане можно встретить других водоплавающих пернатых – хохлатую чернеть, лысуху, красношейную поганку. В декабре орнитологи заметили на зимовке в Казани краснокнижную утку огарь, отличающуюся ярким рыжим оперением. Огарь – это южный вид, но, судя по всему, и эти птицы начали потихоньку выбирать Татарстан для ПМЖ. Весной 2025 года редких птиц видели в Бугульминском районе.
ПТИЧЕК ЖАЛКО
Орнитологи говорят, что зимой птицы чаще всего погибают не от холода, а от голода. И если у городских уток нет проблем с кормежкой, то лесным обитателям приходится тяжело. Например, совы, по словам профессора Рахимова, часто гибнут в многоснежные зимы от истощения, потому что не могут добыть себе пищу под толщей снега. Неудивительно, что пернатые из лесов тоже тянутся поближе к людям.
Вторую зиму подряд казанцы наблюдают в городе огромные стаи дроздов-рябинников. В борьбе за пропитание дрозды составляют серьезную конкуренцию другим любителям рябины.
– Я видел стаи дроздов, насчитывающие порядка тысячи птиц. Дрозды-рябинники вытесняют снегирей и свиристелей, которые обычно прилетают к нам зимовать из Сибири, – пояснил Ильгизар Рахимов.
Стайки свиристелей – небольших птичек с хохолком и ярким разноцветным оперением на крылышках – тоже можно заметить на городских рябинах. А иногда можно увидеть, как эти маленькие птички хаотично летают возле деревьев либо лежат в отключке на заснеженных тротуарах под деревьями будто пьяные. Есть версия, что свиристели действительно могут опьянеть, наевшись ягод рябины, в которых во время оттепели началось брожение.
Свиристели вповалку лежат на земле потому, что они мертвы либо находятся на грани смерти.
Фото: © София Хохлачёва
– Это распространенное, но ошибочное мнение, – развенчала миф о пьяных свиристелях София Хохлачёва. – Содержание этанола в плодах рябины действительно может увеличиться в течение осени и зимы, однако эта концентрация всё равно незначительна. Эксперименты показывают, что организм птицы справляется с переработкой такого количества этанола. Проблема опьянения актуальна для обитающего в Северной Америке кедрового свиристеля, который часто питается плодами шинуса фисташколистного, а они активно бродят на самом дереве.
По словам Хохлачёвой, в наших условиях свиристели вповалку лежат на земле потому, что они мертвы либо находятся на грани смерти.
– Причин для этого две. Первая – сильное переохлаждение организма, к которому может привести и то, что птицы набивают зоб замороженными ягодами. В этом случае свиристель оживет, если согреется. Считается, что хаотичные нервные полеты птиц вызваны как раз попытками предотвратить возможное переохлаждение, а не опьянением. Вторая причина – гибель от черепно-мозговой травмы из-за столкновения с препятствием. Свиристели – птицы стайные и довольно пугливые. Плотная застройка, зеркальные фасады, панорамные окна становятся причиной гибели целых стай, – посетовала орнитолог.
Не пропустите самое интересное в Telegram-канале газеты «Республика Татарстан»
Больше статей и новостей в «Дзен»