Один без ног стал чемпионом, а другой с ногами запил: участник СВО из Казани – о силе оптимизма

Человеку, прошедшему войну, непросто вернуться к мирной жизни, поэтому участники спецоперации нуждаются в психологической реабилитации. Однако ветеран СВО из Казани Азат Акзамов, получивший на фронте тяжелое ранение и ставший инвалидом, уверен, что в первую очередь всё зависит от самого человека: кто-то на гражданке уходит в запой, а кто-то становится примером для других.

Один без ног стал чемпионом, а другой с ногами запил: участник СВО из Казани – о силе оптимизма из архива Азата Акзамова

«СТРЕЛЯЙ, ДВИГАЙСЯ, СПАСАЙ»

Мы познакомились с Азатом на недавнем первом республиканском турнире по компьютерной игре Counter-Strike 2 среди ветеранов спецоперации. Улыбчивый мужчина с костылем в футболке с изображением мультяшных героев Чипа и Дейла сразу привлек мое внимание.

Пока команда Акзамова готовилась к виртуальной битве на мониторах, я поинтересовался, у него, откуда у ветеранов СВО навыки игры в Counter-Strike.

– Так ведь в 90-е многие играли в компьютерные стрелялки типа Delta. Здесь примерно то же самое, только классом выше. Стреляй, двигайся вперед, выполняй свою задачу в команде, спасай своих пацанов, – объяснил суть игры 47-летний Азат.

– В общем, всё то же самое, что приходилось делать на настоящем поле боя?

– Нет. Там была не игра… Я отправился на специальную военную операцию в ноябре 2022 года и уже в декабре был на позициях. Как я мог не пойти, если Родина зовет? У меня оба деда воевали в Великую Отечественную, один из них погиб. В 2023-м, во время «закрепа» (обороны позиций) нашей двойке нужно было сменить позицию, перебежать на другую точку. А местность открытая – по нам открыли огонь и меня прошило автоматной очередью. Хорошо, что не вся очередь по мне попала, а только одна пуля. Когда меня эвакуировали, одного из наших ребят во время обстрела сразу убило, четверых, которые были рядом со мной, ранило (они меня собой прикрыли). После ранения пришлось почти сутки пролежать на точке эвакуации, пока наши смогли меня вытащить.

Ранение оказалось тяжелым – раздробило кости таза. И крови много потерял. Меня сразу отправили вертолетом в Белгород, потом самолетом – в Москву. Когда состояние более-менее стабилизировалось, направили для прохождения дальнейшего лечения в госпиталь Улан-Удэ. Там я лежал почти три месяца. Заново учился стоять, начал потихоньку ходить на костылях. В декабре 2024 года военная врачебная комиссия признала меня негодным к военной службе, дали инвалидность.  

НИКТО НЕ БУДЕТ ПРЕЖНИМ

Улыбчивый мужчина с костылем в футболке с изображением Чипа и Дейла сразу привлек мое внимание.
Фото: Владимир Дынник / «РТ»

– Когда доктора сказали тебе о том, что из-за ранения ограничения в движении сохранятся на всю жизнь и ты уже не будешь прежним, сильно переживал?

– Жизнь такая штука, в ней всё постоянно меняется и уже никогда не будет прежним. Например, я или вы уже никогда не будем двадцатилетними. А ведь как нам обоим было здорово в двадцать-то лет, правда? Намного лучше, чем сейчас, так ведь? Но что теперь с этим поделаешь. Да, всё проходит, всё меняется и нынешнее никогда не будет прежним. Поэтому надо жить настоящим.

– Это ваш главный принцип?

– Нет, девиз у меня другой. Однажды мне встретилась фраза, приписываемая Чингисхану. «Боишься – не делай, делаешь – не бойся, сделал – не сожалей!». Это правило я стараюсь соблюдать. Также считаю, что в жизни надо быть пчелкой, чтобы искать цветы, а не мухой, которая ищет совсем другое. Если будешь на позитиве, думать о хорошем – у тебя и будет всё хорошо. Ну да, костыли… Мне они нужны больше для уверенности, дома я стараюсь обходиться без них. Надеюсь, со временем смогу свободно ходить и на улице. Главное – верить в себя. 

«КАК Я МОГУ ИХ ВСЕХ ПОДВЕСТИ?»

– В чем лично ты черпаешь позитив для своей жизненной батарейки?

– Когда меня раненого и других лежащих на точке эвакуации прилетели добивать дроны, со мной были наши санитары. Одного из них, молодого парнишку, дрон убил сразу. Четверо других медиков получили ранения, прикрыв меня собой. Потом врачи, медсестры, хирурги в госпиталях долго меня восстанавливали, лечили. Все эти люди вложились в меня и сделали всё, чтобы я жил дальше, они буквально подарили мне жизнь. Как я могу их всех подвести?.. Уверен, что главное для восстановления таких, как я – не унывать. И не опускать руки. Я много видел парней, вернувшихся с СВО, и примеры есть разные: один без ног, а стал чемпионом Москвы и Московской области по штанге. А у другого и ноги на месте, но он сильно запил. Нам, участникам спецоперации, нельзя закрываться, оставаться наедине с собой, со своими тяжелыми мыслями. Меня поддерживают друзья, дочь. Она уже взрослая, живет и учится в Калининграде, но мы с ней всегда на связи.    

– Сам чем планируешь заниматься на гражданке?

– Я около 20 лет проработал в полиграфии, потом был самозанятым. Сейчас прохожу программу реабилитации, потом планирую переобучиться новой профессии, получить работу в соответствии со своими физическими возможностями. Жизнь приходится перепахивать, но ничего, справлюсь.

реабилитация новости Татарстана бойцы сво раненые
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости