Не хотят работать в дождь и «выгорают» через месяц: зумеры в Татарстане шокируют работодателей

Прокладывают себе дорогу на рынок труда представители поколения Z, или зумеры, которые, по прогнозам, через пять лет составят 30% рабочей силы в стране. Вопрос, что станет к тому времени с самим рынком, где молодежь пытается установить свои порядки, а работодатели этому сопротивляются. Корреспондент «РТ» выслушала истории тех, кто натерпелся от молодых сотрудников, и дала слово самим зумерам.

Не хотят работать в дождь и «выгорают» через месяц: зумеры в Татарстане шокируют работодателей «Татар-информ»

«ЗА СОТКУ ДАЖЕ БОМЖ РАБОТАТЬ НЕ БУДЕТ»

Они появились на свет в период с конца 1990-х по начало 2010-х, не застали жизни без гаджетов, интернета и социальных сетей. Их отличают высокая скорость восприятия информации и одновременно эмоциональная нестабильность из-за постоянного информационного шума. Зумеры обладают критическим мышлением, ценят комфорт, личную свободу, зачастую имеют завышенную самооценку и не желают долго двигаться по карьерной лестнице, а хотят сразу оказаться на самом верху. Отсюда их завышенные требования к работодателям – во время поиска работы зумеры ведут себя не как соискатели, а как потребители.  

Администратор продуктового супермаркета в Казани Дмитрий говорит, что в последние пять лет найм персонала на рядовые должности (грузчики, кассиры, фасовщики) превратился в настоящий квест.  

– Раньше человек приходил, спрашивал про условия, про график. Сейчас первое, что я слышу от этих двадцатилетних: «Сколько платить будете?». Называю сумму – допустим, 45-50 тысяч, что для нашей работы и без опыта нормально. В ответ – усмешка: «Да сейчас даже бомж за сотку работать не будет!». У меня просто мозг взрывается! Я администратор, я отвечаю за все: за поставки, за коллектив, за отчетность и получаю не намного больше, а он, без образования, без опыта, уже за сотку торгуется! Они в своих телефонах  пересмотрели интернета, где блогеры им кричат, что все кругом миллионеры, и решили, что это и есть реальность. О реальном мире они никакого представления не имеют. Здесь нужно пахать, здесь карьеру с низов строят, а не с дивана в директора прыгают. 

Дмитрий отмечает, что не все зумеры такие, но подавляющее большинство.

–  И каждый раз мне хочется сказать такому оборзевшему малолетке: пока ты здесь стоишь и про «бомжей» рассказываешь, твой ровесник уже три паллеты с товаром разгрузил и получил свою зарплату. А ты так и будешь по собеседованиям ходить и ждать, когда сто тысяч за просто так с неба упадут, – возмущается администратор магазина. 

«КРИЧАЛА, ЧТО МЫ ВСЕ МАРИОНЕТКИ» 

Владелица салона красоты в Авиастроительном районе Казани Алла разделяет возмущение неоправданными требованиями, но добавляет, что в принципе любит  работать с молодежью. Она регулярно берет в свой салон молодых специалистов, которые следят за трендами, предлагают клиентам что-то свежее, нестандартное, и в этом их сила. 

– Качество работы зумеров, пока они горят идеей, – выше всяких похвал. Клиенты бывают в восторге.  Но этот запал – как вспышка. Ярко, красиво, но недолго. В среднем через полтора-два месяца подходит ко мне этот молодой талант и говорит: «Я ухожу. Я выгорел(а)». Или: «Мне стало скучно, я всему здесь научился, достиг потолка». Какого потолка? Да за два месяца ты только-только ножницы в руках держать научился, выучил базовые техники, еще не видел сложных случаев, капризных клиентов… 

По мнению Аллы, зумеры не понимают, что то, что они называют потолком, – всего лишь первая ступенька, они не готовы к рутине и путают вдохновение с профессией. 

Руководитель отдела консалтинговой компании Набережных Челнов Эльмира относится к зумерами резко негативно после неудачного опыта. 

– Весной мы взяли на стажировку девушку. Все шло более-менее нормально, пока не наступил день ее дежурства – по графику она должна была приехать раньше всех, подготовить офис к рабочему дню. Утром я получаю от нее сообщение: «Сегодня не приду. На улице дождь, не хочу ехать в такую погоду». Представляете? Не больничный, не чрезвычайная ситуация, просто «дождь»! У нас в этот день было важное мероприятие,  а  ключи от офиса у нее, вся команда стоит под дверью, клиенты ждут, – с ужасом вспоминает Эльмира.

После инцидента зумерку вызвали для объяснений к начальству и дали понять, что такое поведение неприемлемо.  

– Перед тем, как уволиться, она устроила настоящую истерику у всех на глазах. Кричала, что мы все «марионетки», «заложники системы», что сама она «никому не позволит нарушать свою зону комфорта» и посоветовала мне и всему коллективу сходить к психологу.  Видимо, где-то в интернете начиталась, что любое требование работодателя – это насилие над личностью. А ведь мы были готовы ее учить, терпеть неопытность, но как работать с полным отрицанием самой сути трудовых отношений? Если дождь за окном – повод не ходить на работу, что будет дальше? 

Владелец популярного в Альметьевске семейного кафе Эльхам говорит, что подавляющее большинство его сотрудников – зумеры, но никаких претензий он к ним не имеет, даже наоборот.  

– Все зависит не от поколения, а от воспитания конкретного человека. У меня все ребята классные, веселые, работящие. Был, правда, один персонаж, он даже стал нашим локальным мемом. Буквально на третий день работы этот молодой человек очень расстроился из-за того, что пара посетителей не оставила ему чаевых. Свою обиду он выместил на следующих гостях, был с ними груб, нахамил, назвал «нищебродами». Когда мы с ним стали разбираться, он заявил, что за копейки пахать не собирается и планировал  получать «чаем» минимум сотку. Я ему пытался объяснить, что 50 тысяч для начала – хорошая зарплата, а чаевые – приятный бонус за хорошую работу, а не дань. Но он меня не понял, – разводит руками бизнесмен.

Одно дело, когда зумеры пробуют себя в сфере услуг или в торговле, другое, когда они попадают в святая святых – медицину, где и от них в том числе зависят жизни людей. 

Фельдшер станции скорой помощи Эдуард рассказал, как недавно столкнулся на работе с представителем поколения Z и получил крайне неприятные впечатления.

– Мы уже заканчивали смену и тут поступает очередной вызов – подозрение на инфаркт, нужно срочно выезжать. А наш новый парень, который всего пару месяцев отработал, заявляет: «Я устал. У меня рабочий день закончился. Езжайте сами».  Мы его пытались вразумить, мол, в бригаде недокомплект, человек может умереть. А он нам в ответ: «Вы нарушаете мои трудовые права. Я на вас жалобу в Минздрав напишу». Какой из него медик, если он способен думать только о себе? 

НЕ ЛЕНЬ, А ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

Сами зумеры не согласны с обвинениями в свой адрес и обвиняют во всех грехах самих работодателей. По словам поколения 20-летних, насмотрелись на своих родителей, которые годами пахали на нелюбимой работе за гроши, боялись лишний раз сказать слово начальству, и в итоге не получили никакой благодарности. 

– Я работать хочу. Но я знаю себе цену и не понимаю, почему должен выкладываться за «спасибо» и копейки, на которые даже нормальное жилье снять нельзя.  Вы называете это ленью и завышенными ожиданиями, а мы называем это здравым смыслом. Почему я должен мириться с тем, что меня не ценят? Если компания не готова платить за качественную работу, значит, она ее и не получит. Все просто. Мы не против труда. Мы против эксплуатации под видом «получения опыта», – заявляет 19-летний Артем.

22-летняя офисная работница Ангелина тоже уверяет, что не боится работы, способна приносить результат и ждет от работодателя взаимности.  

– Я отлично работаю на одном месте уже 4 месяца, но я пришла сюда, чтобы расти, а не просиживать штаны, пока начальство «созреет» для моего повышения. Мне смешно слышать истории про «5-10 лет верной службы» для того, чтобы подняться по карьерной лестнице всего лишь на одну ступеньку. Я свой план стать старшим специалистом через год считаю абсолютно адекватным. Если я уже сейчас показываю результат и беру на себя больше задач, почему я должна ждать пять лет? Мы просто умеем ценить себя и свое время и именно этим многих бесим, – считает девушка.

молодежь работа рабочие новости Татарстана
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости