Накануне голосования в Госдуму

Избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы VIII созыва подошла к кульминации, до начала голосования осталась неделя.

По результатам социологических исследований за партию «Единая Россия» выражают готовность проголосовать около трети россиян. Сохраняется интрига по поводу третьего места – рейтинги ЛДПР и «Справедливой России – За правду» близки. Три партии могут подойти к пятипроцентному рубежу (Партия пенсионеров, Новые люди и Яблоко).

Результаты социологии ВЦИОМ
70% россиян декларируют намерение проголосовать на выборах депутатов Госдумы

«Единая Россия» 34%
КПРФ 18%
ЛДПР 10%
«Справедливая Россия – Патриоты – За правду» 7%
Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» 2,8%
«Новые люди» 2,8%
«Яблоко» 2,2%
Российская экологическая партия «Зеленые» 2,1%
Российская партия свободы и справедливости 1,8%

Пожалуйста, прокомментируйте результаты социологии. Как Вы считаете, насколько успешными оказались выбранные партиями стратегии ведения избирательных кампаний в этом электоральном сезоне (технологичность ИК, предвыборная программа, выбор кандидатов)?

Силаева Зоя Владимировна

Республика Татарстан
Кандидат политических наук, Член Российской ассоциации политических наук, доцент кафедры религиоведения Института социально-философских наук Казанского федерального университета
 

Избиратели давно уже перестали верить в обещания, озвучиваемые в ходе избирательной кампании, они смотрят на политику, реализуемую партиями в межвыборный период, поэтому системные партии в этом плане оказались в более выигрышном положении. Программы партий, которые в большинстве своём декларативные, не оказывают значимого влияния на избирательные голоса, в том числе потому что не отличаются новизной и продуманностью с точки зрения их реализации. Красивые лозунги цепляют взгляд, но не убеждают рационального избирателя, осознающего, что реализовать заявленное здесь и сейчас невозможно, а необдуманные решения могут привести к плачевным последствиям, которые в истории России уже были и сохраняются в памяти большинства. Поэтому часть избирателей выбирает как минимум стабильность. Традиционными темами избирательных кампаний  стали здравоохранение, образование, положение пенсионеров, экологические проблемы, т.е. проще говоря социальная сфера плюс актуальные проблемы, с которыми общество столкнулось лицом к лицу и осознало необходимость их решений и изменений. Ставка на обновление и включение в состав новых лиц позволила стабилизировать ситуацию. В тоже время тенденция политического отчуждения сохраняется. Рост рейтингов внесистемных партий в основном связан не с гениальностью их предвыборной программы, а с ростом разных форм протестного голосования. Эти успехи конъюнктурны. В настоящее время сохраняется большая прослойка неопределившегося электората, поэтому в последнюю неделю можно будет наблюдать попытки борьбы политических партий за эту категорию избирателей. Но основные стратегии и тактики уже очевидно реализованы. Ожидать чего-то нового и яркого уже не приходится. Все, что можно было сделать, политические партии уже сделали, теперь выбор за избирателем.

Большаков Андрей Георгиевич

Республика Татарстан
Заведующий кафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета, член Общественной палаты РТ, доктор политических наук

Избирательная кампания в ГД РФ в этот раз не была яркой. Это признают многие политические технологи. По ряду параметров она напоминает кампании 2011 и 2016 гг. В Интернете партии и кандидаты одномандатники позиционировали себя более содержательно, чем во время предвыборных дискуссий на ведущих российских телеканалах. Явка предполагается значительной. Поэтому предположения ряда экспертов, что ЕР будет играть на понижение явки не оправдались. В ходе кампании ЕР пыталась ликвидировать влияние негативных факторов в развитии социально-экономического положения в стране. Для этого использовались популярные политики и общественники («пятерка» вместо «тройки»), контроль над ценами, решение проблемы газификации и др. Но основная интрига для ЕР сохраняется: сможет ли партия завоевать конституционное большинство голосов в ГД РФ или ограничится простым большинством. Судя по последнему росту рейтинга речь идёт о нацеленности на квалифицированное большинство. КП РФ в очередной раз показывает, что способна быть основной позиционной партией в стране. Однако результат даже в 20 процентов, пока для неё недостижим. ЛДПР и модернизированная СР, скорее всего попадут в ГД РФ.  СР рассчитывает получить несколько депутатов одномандатников, а потому имеет шансы побороться с ЛДПР за третье место по числу депутатов. В плане своего позиционирования в этой кампании - обе партии исповедовали исключительно популизм. Поэтому КП РФ, ЛДПР, СР нуждаются в  существенной модернизации и смене лидеров. Таким образом, все парламентские политические партии подтвердят свой статус. Все остальные заметные в кампании политические силы: Партия пенсионеров, «Новые люди», «Яблоко» ведут борьбу за результат в 3 процента, который обеспечивает государственное финансирование.

Айсин Руслан Валерьевич

Республика Татарстан
Руководитель концептуальной площадки «ТатПолит»

Никакой серьёзной сенсации по итогам выборов  в ГосДуму ждать не приходится. Лидерство «Единой России» безоговорочно. Административная машина работает на полную мощь. Законодательство о выборах заточено строго под партию власти. Значительно проседают все системные старые партии: КПРФ, ЛДПР. Есть общественный запрос на новую политическую повестку, на новые лица. Я наблюдаю кризис партийной системы. Не только в России. Такая тенденция наблюдается по всему миру. При этом в обществе царит апатия и пессимистические настроения. Результат выборов в целом ясен. Но есть неопределённость в поствыборной предтранзитный период. Вот здесь возможны серьёзные изменения, не всегда просчитанные и спланированные не правящими кругами. Я бы назвал это эффектом неожиданности в зоне кажущейся стабильности.

 

Кутилов Владимир Леонидович

Республика Татарстан
Политтехнолог, генеральный директор агентства «Теория Дарвина»

Актуальные исследования в Татарстане показывают даже более высокие цифры. О своем участии в голосовании заявляют 77%. Актуальный рейтинг «Единой России» тоже выше. Учитывая хорошо построенную систему мобилизации, итоговый результат будет сильно выше, чем в среднем по России. Несмотря на высокую конкуренцию и 14 партий в бюллетене, кампания проходила довольно спокойно. Многие кандидаты и партии сконцентрировали свои усилия в интернете и соцсетях, рассчитывая на молодой подвижный электорат. 

Сидоров Виктор Владимирович

Республика Татарстан
Доцент кафедры политологии КФУ
Кандидат политических наук

В современных условиях нужны сильные кандидаты. Важно, чтобы верхняя тройка списка партии была узнаваемой. У «Единой России» это сделать получилось. КПРФ традиционно собирает разношёрстный протестный электорат. Оппозиционные партии не смогли удивить лозунгами и интересными предвыборными ходами.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости