В Татарстане в последние месяцы наблюдается рост преступлений, связанных с телефонными мошенничествами. Если в августе после спада их было около 800, то к сентябрю число увеличилось до 900, а в настоящее время — до 1000. Об этом на пресс-конференции в Казани рассказал оперуполномоченный по особо важным делам отдела по раскрытию мошенничеств Управления уголовного розыска МВД по РТ Радис Юсупов.
«Это говорит о том, что, несмотря на блокировку популярных мессенджеров, мошенники находят новые способы, новые возможности, новые приложения и мессенджеры для того, чтобы контактировать и общаться с жителями нашей страны, нашей республики», — подчеркнул он.
При этом преступления, как правило, совершаются по одной схеме. Человеку звонят якобы из какой-либо организации — налоговой инспекции, ЖКХ, поликлиники, школы — и разными способами добиваются получения кода от портала госуслуг. После этого жертве начинают звонить люди, представляющиеся сотрудниками полиции или банка, которые предупреждают о неправомерном доступе к личному кабинету. Они давят на то, что на гражданина была оформлена доверенность, с помощью которой неизвестные смогут отчуждать его собственность либо совершать сделки с недвижимостью, отправить деньги на финансирование радикальных или экстремистских группировок.
Под угрозами человек начинает выполнять указания мошенников и не решается сообщить об этом кому-либо под угрозой «уголовного наказания».
«Ему предоставляются посредством различных мессенджеров подложные документы. Все выглядит очень убедительно. Ему предоставляются фото, видеоматериалы, что с ним общаются представители различных силовых структур, банков. Общение для убедительности проходит по видео. И в ходе разговора человеку внушают, что идет какая-то операция и они должны помочь в поимке мошенников», — продолжил Юсупов.
В результате жертва идет по одному из двух путей: самостоятельно переводит средства на счета злоумышленников либо передает их через таксиста, курьера.