Марко и его птицы: в театре Камала поселился мифологический Самрух

В Казани в фойе Театра Камала установили мозаичную скульптуру «Самрух», символизирующую непрерывную связь времен и поколений. В церемонии открытия 27 ноября принял участие ее автор – итальянский художник-монументалист Марко Бравура.

Марко и его птицы: в театре Камала поселился мифологический Самрух tatar-inform.ru

САМРУХ РАСПРАВИЛА КРЫЛЬЯ

Напомним, что мифологическая птица Самрух – космогонический тюркский символ миро­устройства, возрождения и муд­рости. Наделенная даром пророчества, она стоит на страже справедливости и мира. «Сам­рух» Марко Бравуры в форме устремленных ввысь крыльев олицетворяет прошлое, ускользающую красоту настоящего и идею «возрождения из пепла», если опираться на традиции. Мозаичное оперение соткано из золотой и цветной смальты, муранского стекла, полудрагоценных камней, мрамора и перламутра. Собранные из маленьких частиц крылья скручиваются по спирали и напоминают одновременно и структуру клетки ДНК, и ленту Мёбиуса.

Скульптура специально сделана для Казани в рамках международного проекта Ardea Purpurea («Птица Феникс») и органично вписалась во внут­реннее «прогулочное» пространство Театра Камала. Здесь тоже много отраженного света и плавных, текучих линий, которые складываются в древние символы, полные глубокой философии и смысла.

БРАВО, БРАВУРА!

Марко Бравура – один из ведущих современных мастеров мозаики. Он родом из Равенны, учился в престижных художественных школах Италии, но свой неповторимый творческий почерк нашел значительно позже, когда сумел превратить древнюю технику мозаики в живой, метафоричный язык современности. Художник участ­вовал в Венецианской и Московской биеннале, его работы находятся в музеях и частных коллекциях Европы, России и США.

Фото: ravennafestival.org

Особое место в творчестве Марко занимает уже упомянутый проект Ardea Purpurea, связанный с идеей возрождения и обновления. Первая скульптура была создана художником в Бейруте в 1999 году, вскоре после окончания гражданской войны в Ливане. Организаторы международного музыкального фестиваля попросили Марко создать символ нового начала, художественный знак того, что город снова оживает. Бравура выбрал образ Феникса и нашел форму, которая одновременно напоминает два крыла, знак бесконечности и цепочку ДНК – универсальный образ рождения, непрерывности жизни и культурной памяти. Позже он создал равеннскую версию скульптуры – с другим мозаичным рисунком, уже связанным с историей родного города. По словам художника, этими работами он хотел донести свое восприятие менталитета человечества, чей удел – уничтожать и создавать культуру снова и снова.

ИТАЛЬЯНЕЦ ИЗ РОССИЙСКОЙ ТАРУСЫ

«Самрух» – третья часть цикла «Птица Феникс», где символ возрождения представлен в новом культурном контексте. Скульптура создавалась специально для казанской выставки «Эмерджентность красоты», проходившей в прошлом году в Галерее современного искусства и объединившей мастеров мозаики разных поколений, стран и школ. Инициатором этого выставочного проекта был российский коллекционер и меценат Исмаил Ахметов, знакомство с которым стало поворотным событием в жизни итальянского скульптора.

Много лет назад коллекционер приехал в Равенну изучать мозаичное искусство и оказался в студии Бравуры, где в тот момент как раз создавалась равеннская версия скульптуры. Знакомство переросло в дружбу и сотрудничество. Ахметов организовал в России несколько выставок Бравуры, а в итоге предложил художнику переехать в Тарусу, где тот мог бы свободно работать. Так в заштатном городке на берегах Оки, где когда-то творил Василий Поленов и снимала дачу семья Цветаевых, появился «Дом литераторов» – восстановленное из руин здание бывшей столовой, которое Ахметов превратил в уникальное художественное пространство. Здесь большую часть времени Бравура живет и работает, здесь проходят выставки, концерты классической музыки, а главное, создаются новые мозаики.

76-летний художник называет Тарусу идеальным местом для своего нынешнего перио­да жизни: спокойным, живописным и вдохновляющим. Сегодня Марко Бравура занимается мозаикой в разных ее видах – от двухмерных панно до объемных арт-объектов. Своим творчеством он доказывает, что этот древний вид искусства способен быть частью не только современного, но и будущего ландшафта.

культура Татарстана скульптурная композиция новый театр Камала
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости