САМРУХ РАСПРАВИЛА КРЫЛЬЯ
Напомним, что мифологическая птица Самрух – космогонический тюркский символ мироустройства, возрождения и мудрости. Наделенная даром пророчества, она стоит на страже справедливости и мира. «Самрух» Марко Бравуры в форме устремленных ввысь крыльев олицетворяет прошлое, ускользающую красоту настоящего и идею «возрождения из пепла», если опираться на традиции. Мозаичное оперение соткано из золотой и цветной смальты, муранского стекла, полудрагоценных камней, мрамора и перламутра. Собранные из маленьких частиц крылья скручиваются по спирали и напоминают одновременно и структуру клетки ДНК, и ленту Мёбиуса.
Скульптура специально сделана для Казани в рамках международного проекта Ardea Purpurea («Птица Феникс») и органично вписалась во внутреннее «прогулочное» пространство Театра Камала. Здесь тоже много отраженного света и плавных, текучих линий, которые складываются в древние символы, полные глубокой философии и смысла.
БРАВО, БРАВУРА!
Марко Бравура – один из ведущих современных мастеров мозаики. Он родом из Равенны, учился в престижных художественных школах Италии, но свой неповторимый творческий почерк нашел значительно позже, когда сумел превратить древнюю технику мозаики в живой, метафоричный язык современности. Художник участвовал в Венецианской и Московской биеннале, его работы находятся в музеях и частных коллекциях Европы, России и США.
Особое место в творчестве Марко занимает уже упомянутый проект Ardea Purpurea, связанный с идеей возрождения и обновления. Первая скульптура была создана художником в Бейруте в 1999 году, вскоре после окончания гражданской войны в Ливане. Организаторы международного музыкального фестиваля попросили Марко создать символ нового начала, художественный знак того, что город снова оживает. Бравура выбрал образ Феникса и нашел форму, которая одновременно напоминает два крыла, знак бесконечности и цепочку ДНК – универсальный образ рождения, непрерывности жизни и культурной памяти. Позже он создал равеннскую версию скульптуры – с другим мозаичным рисунком, уже связанным с историей родного города. По словам художника, этими работами он хотел донести свое восприятие менталитета человечества, чей удел – уничтожать и создавать культуру снова и снова.
ИТАЛЬЯНЕЦ ИЗ РОССИЙСКОЙ ТАРУСЫ
«Самрух» – третья часть цикла «Птица Феникс», где символ возрождения представлен в новом культурном контексте. Скульптура создавалась специально для казанской выставки «Эмерджентность красоты», проходившей в прошлом году в Галерее современного искусства и объединившей мастеров мозаики разных поколений, стран и школ. Инициатором этого выставочного проекта был российский коллекционер и меценат Исмаил Ахметов, знакомство с которым стало поворотным событием в жизни итальянского скульптора.
Много лет назад коллекционер приехал в Равенну изучать мозаичное искусство и оказался в студии Бравуры, где в тот момент как раз создавалась равеннская версия скульптуры. Знакомство переросло в дружбу и сотрудничество. Ахметов организовал в России несколько выставок Бравуры, а в итоге предложил художнику переехать в Тарусу, где тот мог бы свободно работать. Так в заштатном городке на берегах Оки, где когда-то творил Василий Поленов и снимала дачу семья Цветаевых, появился «Дом литераторов» – восстановленное из руин здание бывшей столовой, которое Ахметов превратил в уникальное художественное пространство. Здесь большую часть времени Бравура живет и работает, здесь проходят выставки, концерты классической музыки, а главное, создаются новые мозаики.
76-летний художник называет Тарусу идеальным местом для своего нынешнего периода жизни: спокойным, живописным и вдохновляющим. Сегодня Марко Бравура занимается мозаикой в разных ее видах – от двухмерных панно до объемных арт-объектов. Своим творчеством он доказывает, что этот древний вид искусства способен быть частью не только современного, но и будущего ландшафта.