– Марат Джаудатович, какова ситуация с исполнением консолидированного бюджета Татарстана, какие достижения отмечены и с какими трудностями сталкивается республика?
– За первые 8 месяцев 2025 года консолидированный бюджет республики показал позитивную динамику. Поступления достигли 440 млрд рублей, из которых 380 млрд рублей составляют налоговые и неналоговые доходы. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года (+39 млрд рублей) наблюдаем прирост.
При общей положительной картине нельзя не упомянуть ситуацию с сокращением объемов поступлений по налогу на прибыль – примерно на 5,3 млрд рублей. Основной причиной такого спада стали негативные внешние факторы, в частности падение цен на нефть и снижение курса доллара, которые привели к уменьшению поступлений в нефтяной отрасли. Несмотря на это бюджетные обязательства исполнены и будут производится в полном объеме.
Одной из главных задач сегодня является обеспечение качественного исполнения бюджета до конца года. Прежде всего, это касается мобилизации доходов согласно установленным параметрам и продолжения работы по сокращению задолженности, что позволит обеспечить дополнительные поступления доходов в консолидированный бюджет.
– Как меняющиеся нормы федерального законодательства отражаются на бюджете республики? Приведите примеры влияния таких изменений на предстоящий 2026 год?
– Ежегодно изменения федерального законодательства оказывают влияние на формирование региональных бюджетов. Например, рассмотрим ситуацию с акцизами на нефтепродукты, направляемыми на финансирование дорожной деятельности. Согласно вводимым правилам, доля Республики Татарстан снижается с 74,9% до 68,5%, тогда как доля федерального центра возрастает с 25,1% до 31,5%.
Другим примером выступает применение вычета по налогу на добычу полезных ископаемых по участкам недр с выработанностью запасов свыше 80 процентов. Изначально предполагалось ввести вычет с начала 2024 года, однако сроки перенесли на начало 2027 года. Такая мера создает определенную нагрузку на республиканский бюджет.
Кроме того, ожидается повышение МРОТ, что увеличивает наши социальные обязательства, и одновременное снижение уровня софинансирования из федерального бюджета по ряду субсидий. Все перечисленные факторы приведут к общему утяжелению бюджета Татарстана в 2026 году на сумму порядка 11 млрд рублей.
– Какой комплекс мер предусматривает проект бюджета республики на 2026-2028 годы для стимулирования инвестиций и развития предпринимательства?
– Проект бюджета на предстоящий трехлетний период учитывает задачу, поставленную руководством республики – привлечение инвестиций в экономику Татарстана. Одной из основных мер по достижению этой цели стало применение механизма налоговых льгот и их пролонгация.
Так, предусмотрено предоставление преференций организациям-участникам СПИК.
Кроме того, введена налоговая льгота для социально ориентированной недвижимости, используемой в сфере здравоохранения, физкультуры и спорта, а также для садоводческих и огороднических товариществ. Срок действия этих льгот продлен до 1 января 2027 года.
Что касается налога на прибыль, участники СПИК продолжают пользоваться льготами.
Также и отдельные категории организаций и ИП, занятые в сфере переработки, энергетики, водоснабжения, строительства и ИТ-технологий имеют право на льготный режим уплаты налога по упрощенной системе.
– Марат Джаудатович, назовите самые крупные источники доходов консолидированного бюджета республики в прогнозируемом 2026 году, и какова ожидаемая динамика поступлений по ним?
– Одним из основных источников доходов консолидированного бюджета в 2026 году станет налог на прибыль. Прогнозируемый объем поступлений составит порядка 130 млрд рублей. Данный показатель рассчитан с учетом оценки Минэкономики и сведений ФНС, а также текущих тенденций, включая данные крупных и средних организаций республики.
Следующий источник – налог на доходы физических лиц, прогнозируемый объем которого составляет 236 млрд рублей. Основой расчета послужили прогнозы по фонду оплаты труда и темпов роста налога.
Поступления акцизов ожидаются в размере 51 млрд рублей. Налог на имущество организаций прогнозируется в размере 45 млрд рублей. При планировании последнего учтены прогноз инвестиций в основной капитал и данные налоговой отчетности.
Указанные налоги определяют значительную долю доходной части консолидированного бюджета и задают тон его формированию на ближайшие годы.
– Расскажите, пожалуйста, о прогнозировании расходов консолидированного бюджета. Как именно организована процедура согласования предложений по расходам?
– Предложенная структура расходов бюджета построена таким образом, чтобы обеспечить полноценное финансирование расходных полномочий республики.
Процедура формирования бюджета по расходам предусматривает участие республиканских министерств и ведомств, а также представителей муниципальных районов и городских округов. Необходимо отметить, что по сценарным условиям формирования расходов у министерств, ведомств и местных бюджетов разногласий не имеется.
Отмечу, что муниципальные образования часто выдвигают дополнительные предложения. Они передаются руководству республики для рассмотрения и принятия решений. Среди таких предложений можно назвать расходы капитального характера, реализацию муниципальных программ на благоустройство и прочее.
Отмечу, что решения о возможности включения данных предложений принимается Раисом Татарстан в процессе исполнения бюджета.
– Какие особенности характерны для расходной части бюджета на 2026 год, и какие социально значимые мероприятия предусмотрены в бюджете на ближайшие три года?
– В первую очередь – это рост первоочередных и социально-значимых расходов, которые занимают почти 85% бюджета. На капитальные расходы, включая дорожные работы приходится 15%.
Продолжится практика распределения расходов по госпрограммам, охват которых в 2026 году достигает 91,3 % от общих бюджетных трат.
Предусмотрены значительные ассигнования на многолетние республиканские мероприятия, общий объем которых составляет 8,3 млрд рублей. Среди таких мероприятий – повышение безопасности дорожного движения, организация досуга и оздоровления детей и молодежи, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие образования, борьба с преступностью и другие.
Помимо вышеперечисленного, ряд расходов предусмотрен на введение в эксплуатацию новых инфраструктурных объектов, формирование резервных фондов, реализацию национальных и региональных проектов, решение вопросов местного значения, осуществляемое с привлечением средств самообложения граждан.
Сегодня перед Министерством финансов РТ стоит одна из центральных задач – оперативно и качественно обеспечить сопровождение подготовки бюджетов всех уровней и представить законопроект о бюджете Татарстана на 2026 год и плановый период 2027-2028 годов. Это потребует детального анализа поступающей информации и строгого следования установленным регламентам и срокам.