«Мама впервые заснула без снотворного»: психологи в Казани помогают участникам СВО и их близким

Не только физические ранения, но и тяжелые психологические травмы получают на фронте участники специальной военной операции. Сильные душевные переживания выпадают и на долю тех, кто потерял на СВО своих мужей и сыновей. И даже тем, кто дождался их с фронта живыми, приходится нелегко. Психологи казанского «Дома СВОих» помогают залечить душевные раны бойцам спецоперации и их родным.

«Мама впервые заснула без снотворного»: психологи в Казани помогают участникам СВО и их близким Владимир Дынник / «РТ»

«ПСИХИКА МЕНЯЕТСЯ У КАЖДОГО»

– Когда люди возвращаются с фронта и говорят, что у них нет ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство – «РТ»), не верьте! Психика на войне меняется у каждого. Кто-то заглушает боль, стресс, воспоминания о гибели товарищей алкоголем, кто-то срывается на близких, другие замыкаются в себе и остаются наедине со своими психологическими проблемами, – рассказал корреспонденту «РТ» один из инициаторов создания волонтерского объединения «Дом СВОих» – Сергей Борисов.

Борисову 51 год. На СВО он, сотрудник КНИТУ-КАИ, ушел добровольцем в ноябре 2023 года.

– Я не служил в армии, у меня нет военного образования, но, когда увидел, что на фронте всё идет не так, как, видимо, было задумано, твердо решил: мое место сейчас там, – объясняет ветеран СВО, что заставило его отправиться в военкомат.

Рядовой Борисов получил назначение в отдельный штурмовой отряд 30-й мотострелковой бригады, затем его перевели в минометный расчет наводчиком. Сергей с гордостью рассказывает, что именно их бригада в тяжелейших боях за Авдеевку первой вошла в город. Уже после того как в июле 2024 года Борисов получил ранение и лежал в госпитале, он узнал о том, что его подразделение вновь отличилось – первым пробилось в Покровск, бои за который шли больше года.

– Во время боя за село Евгеновка Покровского района я и был ранен, дело кончилось списанием на гражданку, – продолжил Сергей.

Фото: © из архива Сергея Борисова

Дома в Казани его ждала семья. Борисов признается, что возвращение к обычной мирной жизни далось ему непросто.

– Справиться с собой, со своими травмами и стрессами мне помогла давняя знакомая – психолог Вера Карасева. У нее оказалась очень хорошая и действенная программа психологической реабилитации для участников СВО и их близких. И после того как Вера помогла мне, я поддержал ее идею создать организацию, которая оказывала бы людям такую нужную помощь. В сентябре прошлого года мы завершили юридическое оформление организации и начали работу.

«КАКОЕ ОН ИМЕЛ ПРАВО ПОГИБНУТЬ?»

Руководитель волонтерской организации «Дом СВОих» Вера Карасева по образованию нейропсихолог. А еще она волонтер, неоднократно бывавший с гуманитарным грузом «за ленточкой».

В день, когда мы встретились с Карасевой, к ней на очередные бесплатные консультации пришли две вдовы бойцов СВО. Специалист помогает им проживать пять известных стадий горя: отрицание, гнев, торги, депрессию и принятие.

Одна из вдов, Гульшат Каримуллина, рассказала корреспонденту «РТ», что ее погибшего мужа привезли хоронить в закрытом гробу.

– И поскольку у меня нет стопроцентной уверенности, что там был именно он, мне легче думать, что произошла ошибка, мой муж рано или поздно найдется: вернется из плена, обнаружится в бессознательном состоянии в госпитале, всякое ведь в жизни бывает. Поэтому надежду на его возвращение я не теряю, – признается женщина.

По науке это как раз и называется стадией отрицания, когда человек не может поверить в потерю близкого и выдвигает различные теории, чтобы избежать реальности. Хотя, кто знает, в жизни действительно бывает всякое.

На стадии гнева человек ищет виноватых в том, что произошло, и выплескивает свои негативные эмоции.

– Таким виноватым может, например, стать командир, пославший, по мнению родных, бойца на верную смерть. И хотя зачастую командир ни в чем не виноват, родным становится легче – виновник найден. Стадия гнева – очень важная стадия, – отмечает психолог Вера Карасева.

У другой ее подопечной, Гульнары Ибрагимовой, злость поначалу была на самого погибшего мужа.

– Ну как он мог погибнуть, какое имел на это право?! Получается, бросил нас, и теперь мне в одиночку предстоит поднимать наших четверых детей, – качает головой женщина, прижимая носовой платок к выступившим на глазах слезам. – Потом сама себе говорю: как же он мог поступить иначе, если он кадровый военный и должен выполнять приказы, да и не в его правилах было прятаться за спинами.

ПЕРЕЖИТЬ И ИДТИ ДАЛЬШЕ

– Основная идея «Дома СВОих» в том, чтобы помочь людям, пережившим потерю близких, адаптироваться к новой жизни и найти в себе силы двигаться дальше. В нашей организации действует программа «Равный равному»: люди, прошедшие через похожие испытания, поддерживают друг друга на эмоциональном уровне, – объясняет психолог Карасева. – Пройдя на встречах постепенно все этапы, мы с родными погибших или самими участниками спецоперации начинаем вместе разрабатывать планы на дальнейшую жизнь. Они для каждого индивидуальны. Это может быть смена работы, организация своего дела для того, чтобы поправить финансовое положение семьи, состоящей теперь из женщины и детей, без опоры на мужа. Конечно, всё это занимает не один месяц, программа адаптации рассчитана на длительное время, мы встречаемся, обсуждаем, психологи «Дома СВОих» дают рекомендации по выбору новой профессии, исходя из характера, склонностей и возможностей человека. Наша команда работает и с семьями, где возникли психологические и социальные проблемы после возвращения участника СВО с фронта, в том числе связанные с алкоголизмом и другими зависимостями. При этом, конечно, важно, чтобы человек сам хотел сделать шаг к изменениям в своей жизни, а мы готовы ему в этом помочь.

С сентября за психологической помощью в «Дом СВОих» обратились 217 человек, получив информацию по сарафанному радио.

 

– Недавно мне звонит товарищ, у которого брат погиб на СВО, и говорит: «Сергей, я не знаю, что там ваши психологи делают с людьми, о чем с ними говорят, но моя мама после такой встречи пришла домой и впервые за год заснула без снотворного. Спасибо вам огромное!» И таких отзывов поступает много, – гордится благотворительным проектом ветеран спецоперации Сергей Борисов.

 

В планах организации – расширение деятельности и открытие филиалов по всему Татарстану.

– Мы хотим, чтобы такой «Дом СВОих» появился в каждом районе республики, потому что видим очень большую востребованность психологической помощи как у самих участников спецоперации, так и у членов их семей. Когда ребята начнут массово возвращаться после завершения СВО, важно, чтобы им было куда обратиться за такой помощью, – считает Борисов.

«Дом СВОих» расположен в Казани по адресу: ул. Каюма Насыри, 24, центр «Опора героев». Тел. +7-906-320-24-91.

 

 

Не пропустите самое интересное в Telegram-канале газеты «Республика Татарстан»

Больше статей и новостей в «Дзен»

психолог новости Татарстана бойцы сво психологическая помощь ветераны сво меры поддержки
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости