Успешно завершился патриотический проект, который объединил умудрённых опытом аксакалов и подрастающее поколение
Мемориальную доску в честь генерал-майора Фёдора Красавина, освобождавшего в 1945 году концлагерь Аушвиц (Освенцим), установили в столице Татарстана в канун нынешнего Дня Победы. Памятный указатель появился в центре города на фасаде дома №4 на улице Адамюка, в котором военачальник проживал в 1945–1948 годах. В том, что это случилось, немалая заслуга наших школьников-следопытов и поддержавших их ветеранов-общественников.
Фёдор Красавин родился в Ярославской губернии 21 февраля (4 марта по новому стилю) 1896 года. Был участником Гражданской войны. В 1938-м оказался в одном из лагерей ГУЛАГа, освобождён в феврале 1942 года (полностью реабилитирован только в 1968-м, посмертно). С весны 1942-го – на фронтах Великой Отечественной войны, где прошёл боевой путь от Карелии до Праги. Был командиром 100-й Львовской стрелковой дивизии 60-й армии 1-го Украинского фронта, которая 27 января 1945 года вместе с другими воинскими формированиями освободила узников концлагеря Аушвиц (Освенцим). За этот подвиг генерал-майор был награждён орденом Александра Невского.
С 2006 года по решению Генассамблеи ООН 27 января ежегодно отмечается как Международный день памяти жертв холокоста. В память о жертвах концлагеря в 1947 году Польша создала на территории Освенцима музей Аушвиц-Биркенау. В его бараке №14 открыта российская экспозиция, в которой размещаются материалы о генерале Фёдоре Красавине. В 1979-м музей был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно его посещают около миллиона туристов со всего мира.
Генерал-майор Красавин закончил войну в Чехословакии 11 мая 1945 года. Был направлен в Казань, где стал начальником Казанского гарнизона. Но проработал в этом качестве недолго. Скончался 7 февраля 1948 года в Казани. С почестями похоронен на Арском кладбище.
«Имя этого полководца вписано в историю Великой Отечественной войны золотыми буквами, – сказала на открытии мемориальной доски заместитель Премьер-министра Татарстана Лейла Фазлеева. – Вдуматься только: семь с половиной тысяч человек обрели свободу благодаря умелым и правильным действиям военачальника при освобождении самого крупного нацистского концлагеря. Вечная память тем, кого сейчас нет с нами, вечная память подвигу нашего героя!»
«Освобождение Освенцима – действительно очень важное, в какой-то степени символическое событие в истории войны, – продолжил глава администрации Приволжского и Вахитовского районов Казани Марат Закиров. – Тернистый боевой путь Фёдора Михайловича – пример для всех нас, образец героизма и любви к своей Отчизне. Наша задача и ответственность – эту память сохранить, бережно передав потомкам. И пусть не только это имя, а миллионы имён настоящих героев чтят и дальше, пусть они в каждом сердце отражаются любовью и благодарностью».
О подвиге Красавина собравшимся на церемонии рассказал начальник Казанского высшего командного училища генерал-майор Кирилл Кулаков. По его словам, Фёдор Красавин более тридцати лет своей жизни отдал служению Отечеству. Во время войны воинские подразделения, которыми он руководил, вели оборонительные и наступательные бои в Карелии, Польше, Чехословакии. 100-я стрелковая дивизия освобождала сильно укреплённый Львов, участвовала в освобождении Польши и Германии. А после войны Красавин возглавил Казанский гарнизон.
«В то время Казанский гарнизон был достаточно многочисленным. В столице Татарии находились стрелковые дивизии и несколько военных учебных заведений. Конечно, в те послевоенные годы было нелегко руководить таким мощным организмом. Но он беззаветно отдавал себя своему любимому делу, служил Родине. К сожалению, сказались многочисленные ранения и годы нелёгких испытаний – Фёдор Михайлович рано ушёл из жизни», – сообщил Кирилл Кулаков.
На торжестве в Казани присутствовал сопредседатель московского Научно-просветительного центра «Холокост», советник президента Российского еврейского конгресса Илья Альтман. Он отметил, что представляемый им центр недавно подготовил особую выставку, посвящённую немецкому концлагерю, где в разделе освободителей отдельное место отведено Фёдору Красавину.
Советские солдаты выводят освобождённых узников Освенцима. Январь 1945 года. Из архива Минобороны РФ.
«Как известно, большинство узников Освенцима были евреями. Сегодня Израиль – это единственная страна, где, кроме России и Беларуси, 9 мая – официальный День Победы. Кроме того, по еврейскому религиозному календарю это день освобождения и спасения. Соответствующий статус ему присвоили в честь воинов Красной Армии, таких как генерал-майор Фёдор Красавин и другие», – подчеркнул Илья Альтман.
Церемония завершилась возложением цветов к мемориальной доске. Её автор – казанский скульптор Зульфия Мухамедьянова.
Почётными участниками открытия мемориальной доски стали также ученики казанской школы №62 вместе со своим учителем русского языка и литературы, руководителем школьного научного общества (является филиалом Городского дворца детского творчества имени Абдуллы Алиша) Ниной Хакимовой.
Важно отметить, что мемориальная доска в память Красавина в Казани появилась именно по их инициативе. Для этого потребовалась большая исследовательская работа по изучению биографии героя. В прошлом – многочисленные обращения в архивы, поиски тех, кто мог бы рассказать о его жизни и военной биографии.
А началось всё с инициативы казанских ветеранов и лично доцента Казанского танкового училища Евгения Панова, около пяти лет назад опубликовавшего очерк о генерал-майоре, освободителе Освенцима, будущем командующем Казанским гарнизоном. Панов был одним из первых, кто приступил к поискам сведений о судьбе Фёдора Красавина, похороненного на центральной аллее Арского кладбища. Отправной точкой для исследователя стал его давний интерес к истории Казанского гарнизона.
В Центральном архиве Минобороны татарстанскому педагогу-ветерану удалось выяснить подробности освобождения Аушвица. Вот небольшая выдержка из его письма юным поисковикам-следопытам.
«В ходе операции нельзя было применять артиллерию, так как бараки находились очень близко друг от друга, – писал исследователь. – И наряду с эсэсовцами там, естественно, были узники. В ходе атаки 27 января гитлеровцы сопротивлялись яростно. Бой доходил до рукопашной схватки. Но от огня воинов дивизии, которой командовал Фёдор Михайлович, не погиб ни один заключённый.
К 12 часам дня был освобождён прилегающий посёлок Освенцим, где водружено Красное знамя. А около 15 часов освободили сам концлагерь и его филиал Биркенау. В основном лагере уцелели около десяти тысяч заключенных, в филиале – около восьми тысяч. При штурме погибло много наших воинов. В частности, в дивизии Красавина погибли 67 красноармейцев и 119 были ранены.
Фашисты пытались скрыть следы своих страшных преступлений. Когда Красавин лично оказался в Аушвице, четыре из пяти крематориев были взорваны, сожжено 29 из 35 складов. Там нацисты сортировали и готовили к отправке в Германию вещи уничтоженных узников. Но и на уцелевших складах воины дивизии обнаружили около 800 тысяч комплектов женской одежды и обуви, 350 тысяч – мужской. Также были найдены почти семь тысяч килограммов женских волос и десятки тысяч зубных протезов. Из всего этого можно представить гигантский масштаб зверств над невинными людьми!»
Знавшие Красавина бойцы позднее утверждали, что увиденное стало для боевого генерала потрясением, а сам он поседел буквально за один день, заключает Евгений Панов.
В дальнейшем нашим школьникам помогали московский центр «Холокост» и Российско-еврейский конгресс. Кстати, именно эти общественные структуры взяли на себя все расходы по созданию мемориальной доски. Большую поддержку поисковикам, помимо Евгения Панова, оказала также методист центра «Холокост» Светлана Тиханкина. Она одной из первых вышла на имя Красавина, когда ещё в конце 1990-х годов занималась судьбой воинских дивизий, созданных в годы войны на территории Вологодской области. А именно на Вологодчине и была сформирована 100-я стрелковая дивизия, которую Красавин возглавил 28 января 1944 года.
Памятник Фёдору Красавину на Арском кладбище в Казани.
Эта дивизия была уже второго формирования – от первого к тому времени в живых уже никого не осталось. Дивизия под командованием Красавина освобождала Львов, за что 27 июля 1944 года и получила почётное наименование «Львовская». Красавин после этой операции стал генерал-майором.
Самостоятельный поиск юных исследователей начался с неудачи – они не обнаружили документальных подтверждений того, что генерал-майор жил в Казани с женой Александрой Васильевной, сыном Владимиром и дочерью Любовью и был прописан в девятой квартире дома №4 по улице Адамюка. Однако, к счастью, нашлись жители дома в те далёкие послевоенные годы – две соседки генеральской семьи.
Выбор Нины Николаевны для исследовательской работы её подопечных (а у их общества любопытное название – «Великая интеллектуальная армия», или ВИА) оказался не случайным. В 2009 году сама она прошла обучение в Израиле, на курсах Мемориала катастрофы (холокоста) и героизма «Яд Вашем» (в переводе с иврита «память, памятник»), воздвигнутого в честь подвигов еврейского народа в годы Второй мировой войны. Музей расположен в Иерусалиме, на Горе памяти.
По мнению Нины Хакимовой, знания, которые она получила в Израиле, – необходимый интеллектуальный багаж каждого учителя, особенно учителя-гуманитария. К сожалению, российские дети сравнительно немного знают о холокосте, о концлагерях, в которых фашисты погубили миллионы евреев и представителей других национальностей. Впрочем, здесь всё зависит от личного энтузиазма учителя.
…Когда Нину Николаевну заинтересовала история Освенцима и роль в его освобождении генерал-майора Красавина, она была руководителем пятого класса. В этом году это уже ученики 11-го, выпускного класса. «С пятого класса дети у меня – в теме. Для них открытие мемориальной доски – событие крайне важное, выстраданное. Они взрослели с нашим проектом», – считает Нина Хакимова.
Традиционными в школе №62 стали и митинги памяти у могилы Фёдора Красавина на Арском кладбище 4 марта (напомним: это день рождения военачальника) и в школе в честь Дня Победы. Мемориальная доска в память о генерал-майоре Фёдоре Красавине – яркое свидетельство того, что память о Великой Отечественной войне может быть деятельной, а главное – она объединяет общим делом взрослых и детей.
Алексей КУЛИКОВ


