Из Перу, с любовью

Южноамериканский аспирант работает в казанском детском саду для особенных детей

Мужчина, работающий в детском саду, – для России явление достаточно необычное. Мужчина-иностранец в этой роли – необычно вдвойне. Впрочем, и казанский детский сад, где работает уроженец Перу, психолог Агилар-Валера Хосе Алонсо (на снимке), тоже не совсем обычный.

Все кабинеты и коридоры здесь выдержаны в одной цветовой гамме. В группах на виду нет привычного обилия игрушек – всё, что не используется, убирается, чтобы создать так называемую обеднённую среду. При каждой группе есть ресурсная комната – там, например, можно обнаружить небольшие домики-палатки, где можно уединиться, интерактивный бассейн с прозрачными шариками, который дарит необыкновенно приятные тактильные ощущения, «аквариумы» с пузырьковыми трубами, создающими для каждого, кто наблюдает за пузырьками, медитативный эффект…

Детский сад «Мы вместе» Казанского федерального университета предназначен для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Отсюда и стиль оформления групп – малыши с аутистическими диагнозами плохо воспринимают слишком яркую окружающую среду, с трудом адаптируются к переменам. Поэтому для них здесь – минимум деталей, единое цветовое решение комнат, возможность комфортно побыть одному…

Детский сад открылся в этом году, и пока это, говорит заместитель заведующего по научно-методической работе Ольга Иванова, единственное подобное дошкольное учреждение в России.

Ждали этого садика долго. Университет анонсировал его открытие ещё два года назад. Планы несколько нарушила пандемия, но главное, для чего нужен был долгий подготовительный период, подчёркивает Ольга Иванова, – это тщательная, до мельчайших деталей, проработка концепции нового дошкольного учреждения. Сегодня здесь работают с детьми не только непосредственно в группах, при садике открыт Центр сопровождения семьи, и специалисты оказывают помощь тем семьям, где малыши по разным причинам посещать садик не могут. Для своего детского сада университет закупил самое современное оборудование, в том числе специальные логопедические столы, ведь здесь много детей, которые не разговаривают.

Специалисты здесь тоже уникальные. Логопеды, дефектологи с профильной подготовкой, профессионалы в области ABA (от английского Applied behavior analysis – прикладная поведенческая аналитика), которые корректируют поведенческие паттерны воспитанников. Поскольку садик является университетским подразделением, участие учёных в его работе – тоже важная составляющая успешного продвижения дошкольных педагогов на новом пока ещё для нашего города поприще.

Конечно, работают в садике и начинающие педагоги – магистранты и аспиранты, обучающиеся в университете на коррекционных педагогов, психологов, дефектологов, логопедов. Перуанец Агилар-Валера Хосе Алонсо – как раз аспирант Института психологии и образования КФУ, специализируется на психологии развития.


Дети очень любят Хосе, у него получается к каждому ребёнку найти свой подход. И с родителями он находит общий язык, они ему доверяют


Высшее психологическое образование он получил у себя на родине, там же работал в психоневрологической клинике с пациентами с деменцией. К сожалению, говорит Хосе, в Перу сейчас кризис и нет возможности полноценно вести исследовательскую работу. А ему интересно развиваться в профессии, углублённо заниматься любимым делом. Тем более что ещё в Перу он начал работать и как логопед, исследовал специфические расстройства речи. В частности, очень важным он считает изучать особенности коммуникации у  детей с РАС.

Несколько лет назад он познакомился с русской девушкой и приехал в Россию. Жил сначала в Петербурге, в Екатеринбурге. Потом его пригласили в Казань преподавать испанский язык в Испанском центре образования и культуры при КФУ. В общем, так вышло, что с девушкой той он расстался, а вот к России, что называется, прикипел душой. Неплохо освоил русский – как устный, так и письменный. Сейчас преподаёт испанский уже непосредственно студентам университета. В перспективе надеется преподавать ещё и итальянский (он наполовину итальянец). Ну и, конечно, очень любит своих маленьких воспитанников в детском саду КФУ «Мы вместе».

Кстати, в Перу, по словам Хосе, мужчины в детсадах тоже не работают. «У нас есть много ментальных проблем», – говорит он по этому поводу. (Ох, Хосе, как мы тебя понимаем…) Но ему самому с малышами работается комфортно. Он проводит их речевую диагностику, справедливо замечая, что раннее выявление речевых проблем у детей с РАС сильно облегчает дальнейшую работу по их социализации. А ведь это одна из главных задач детского сада КФУ – развитие у подопечных социальных навыков, умения общаться.

наша справка

Открытие детского сада для детей с расстройствами аутистического спектра было инициировано ректором Казанского федерального университета Ильшатом Гафуровым. Проект поддержал Президент Татарстана Рустам Минниханов. Детский сад КФУ «Мы вместе» работает с 1 сентября 2021 года. Здесь действуют 10 групп, четыре из которых работают по принципу лекотеки (дети находятся в группе вместе с родителями). Шесть групп «Особый ребёнок» предполагают кратковременное пребывание детей в саду без родителей. Группы рассчитаны не более чем на пять человек каждая. Ещё 77 детей с расстройствами аутистического спектра находятся на патронаже работающего при детском саду Центра сопровождения семьи, среди них есть дети и младше трёх, и старше семи лет.

Единственное, что ему не слишком нравится в Казани, признаётся Хосе, – это погода. Морозы для него, привыкшего к зимней температуре не ниже +14, – серьёзное испытание. Но плюсов в казанской жизни всё же он видит больше. Здесь у него много друзей, в Казани много красивых девушек и вкусная кухня («Без губадьи я теперь просто жить не могу!» – смеётся наш герой.) А главное – здесь он может совершенствоваться в любимом деле. И даже оставшиеся на родине родители, братья и сёстры, которые вначале очень переживали за него, сейчас, видя, что он много работает, постоянно участвует в международных научных конференциях, радуются его успехам.

К тому же, говорит Хосе, коллектив у них в садике подобрался отличный, ему очень нравится работать со здешними специалистами. Казанские коллеги отвечают ему взаимностью.

– Приятно работать с человеком, который горит своим делом, много занимается самообразованием, – говорит Ольга Иванова. – Дети очень любят Хосе, у него получается к каждому ребёнку найти свой подход, даже самые неусидчивые его слушаются. Важно, что и с родителями он находит общий язык, они ему доверяют.

На следующий год Хосе заканчивает аспирантуру и рассчитывает, что продолжит заниматься наукой, преподавать в университете. Но и работу с детьми оставлять не собирается. Будет разрабатывать собственную методику для работы с детьми с РАС. Ведь с каждым годом, увы, таких детей становится всё больше, и, чтобы помогать им, нужны такие специалисты, как Хосе. И, конечно, как другие педагоги детского сада «Мы вместе».

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости