Должникам за «коммуналку» перекрываются финансовые источники
С начала года АО «Татэнерго» подало в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) сведения на 105 злостных неплательщиков за тепло (долг 27,6 млн рублей плюс пени и госпошлина).
Из них 44 потребителя полностью или частично погасили задолженность, возникшую за годы игнорирования выставленных платежных документов, а затем и вступивших в силу решений судов.
Должники за «коммуналку» не захотели фигурировать в базе НБКИ, куда «Татэнерго» регулярно стало передавать информацию о злостных неплательщиках. Теперь данные о недобросовестных клиентах компании стали доступны для партнеров НБКИ – банков и других финансовых организаций. Таким образом неплательщики за «коммуналку» – физические и юридические лица – сами портят себе кредитную историю и лишаются возможности получить заемные средства. Вместе с тем база кредитных историй НБКИ создана в партнерстве с более чем тремя тысячами организаций во всех регионах страны. С бюро сотрудничают все банки «топ-100». И финансовые учреждения охотно пользуются данными НБКИ, которые помогают проверять контрагента на добросовестность и платежеспособность.
| Денис БАЛАНДИН, заместитель руководителя исполкома Нижнекамска: | |
| В ближайшее время реестр пополнится информацией о более чем четырех тысячах должниковю | |
Эффективность подобного инструмента воздействия на должников уже доказана на практике. Двенадцать управляющих компаний (УК), работающих в крупных городах Татарстана, подписали договоры с НБКИ о передаче информации на неплательщиков. Десять УК находятся в процессе заключения договоров.
Наибольшую активность проявили УК Нижнекамска – десять из них подписали договор и успели сформировать для НБКИ «черный список» из сотни потребителей. Еще семь УК вот-вот вольются в ряды партнеров бюро. Инициативу жилищников поддерживают городские власти. «В ближайшее время реестр пополнится информацией о более чем четырех тысячах должников», – сообщил заместитель руководителя исполкома Нижнекамска Денис Баландин, отметив, что по состоянию на 1 марта сумма просроченной задолженности за жилищно-коммунальные услуги в этом городе составила почти 364 млн рублей.
Удивительно, но в Казани и Набережных Челнах, где долги потребителей кратно выше, чем в Нижнекамске, управляющие организации не торопятся осваивать новые инструменты по борьбе с неплатежами, хотя должны быть кровно заинтересованы в максимально полном сборе задолженности.
Дело в том, что с 1 января 2016 года ресурсоснабжающие организации вправе выставлять управляющим компаниям повышенные пени в размере до 1/130 от ставки рефинансирования, а это более 26 процентов годовых. Кроме того, возникновение значительного долга перед ресурсниками чревато дисквалификацией руководителя УК или аннулированием лицензии.
Напомним, что «Татэнерго» заключило договор с НБКИ в конце 2016 года. Имея на руках судебное решение о взыскании долга за поставленные услуги, которое должник не исполнил в десятидневный срок, компания получает законное право передать в бюро сведения о нем. Информационно-репутационное воздействие на неплательщика порой является последним и самым действенным аргументом поставщика, испробовавшего весь арсенал защиты нарушенных прав кредитора.
С 1 марта 2015 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «О кредитных историях», расширяющие объем информации, формирующейся в отношении субъекта кредитной истории. В частности, на должника вносятся данные из резолютивной части вступившего в силу и не исполненного в течение десяти дней решения суда о взыскании с неплательщика денежных сумм.
Елена САМОХИНА

