«ИИ – это инструмент, а не друг»: казанский психолог – о скрытой угрозе общения с нейросетью

Психологи бьют тревогу: дети всё чаще обращаются к искусственному интеллекту не только, когда делают домашку, но и чтобы излить душу, получить «дружеский» совет или поддержку. В итоге ИИ начинает заменять детям реальных друзей и подруг. Казанский психолог Оксана Макарова в интервью «РТ» рассказала, стоит ли беспокоиться, если у ребенка появился виртуальный приятель.

«ИИ – это инструмент, а не друг»: казанский психолог – о скрытой угрозе общения с нейросетью Евгения Черноусова / «РТ»

РАЗ ГОВОРИТ – ЗНАЧИТ, ЧЕЛОВЕК

Нейросети успели прочно встроиться в учебный процесс. Российский сервис Chad AI, позволяющий получить доступ к нейросетям, летом 2025 года провел исследование, которое показало, что 74% учащихся до 25 лет регулярно используют нейросети для решения учебных заданий. Тенденция последнего года – ИИ-компаньон, с которым не только решают задачи, но и дружат.

По словам завотделением детских медицинских психологов Республиканской психиатрической больницы им. Бехтерева Оксаны Макаровой, дружба с ИИ чревата потерей коммуникативных навыков. Ребенку, который общается в основном с ИИ, будет очень сложно адаптироваться в коллективе.

– Искусственным интеллектом мы пользуемся давно – это поисковики, навигаторы и так далее. Но языковые модели, типа чата GPT, появились недавно. И если буквально год назад психологи говорили о том, что использование ИИ может негативно сказаться на развитии интеллекта, поскольку во время учебы дети делают с его помощью задания, не прилагая усилий, то сейчас больший акцент ставится именно на эмоциональную и психологическую составляющие. Речь идет о том, как использование ИИ повлияет на эмоциональное состояние детей, способность к коммуникации и психику в целом.

– Как именно общение с ИИ влияет на детскую психику?

– Сейчас сложно сказать, к чему это приведет через несколько лет. Пока мы видим определенные тенденции. У современного поколения уже есть проблема с коммуникацией и, думаю, она будет усугубляться. Потому что дети, у которых уже есть трудности в общении со сверстниками, в большей степени подвержены общению с ИИ. В реальной жизни, чтобы выйти на общение с другими людьми, надо рискнуть. Ведь среда может тебя и не принять. И мы должны к этой среде адаптироваться, стремиться понять другого, учиться сотрудничать, получать отказ, перестраиваться, эмоционально реагировать – это большая работа психики. В общении с ИИ этого нет.

– Ребенок выбирает ИИ-друга вместо реального, потому что он всегда положительно настроен?

– Потому что он никогда не отвергает собеседника, не сделает больно. Это не тот друг, под которого нужно подстраиваться. ИИ всегда поговорит, даст совет. Такое общение кажется безопасным, идеальным. Но есть другая опасность – она в том, что ребенок не учится чувствовать свои границы и учитывать границы другого. У него не развивается эмоциональность, он теряет возможность учиться коммуницировать, приспосабливаться. А человек существо социальное, мы не можем жить без социума. Когда человек исключается из социума – это ненормально.

При общении с ИИ не развивается эмоциональность, говорит психолог.
Фото: Юлия Бидун / «РТ»

– Искусственный интеллект вызывает доверие: он разговаривает, меняет интонацию, тембр – всё, как у человека. Так ли это?

– Очеловечивают искусственный интеллект не только дети, но иногда и взрослые. По Москве, например, ездят роботы-доставщики. Я сама была свидетелем, как люди с ними разговаривают, помогают перейти дорогу: «Ой, маленький, дорогу хочешь перейти, давай помогу». Реально относятся, как к чему-то живому. Есть у человека такая особенность восприятия: если кто-то с ними разговаривает, значит, он тоже практически человек. И его можно наделить качествами одушевленного существа.

ОБЩАЯСЬ С ИИ-ДРУГОМ, РЕБЕНОК НЕ РАЗВИВАЕТСЯ

– Но ребенок не может всё время находиться в изоляции. Рано или поздно ему придется общаться с другими детьми.

– Да. И тогда у неготового к выходу в социум ребенка начинаются проблемы. Простой пример: ученик ходит в школу, а в третьем классе заболевает и уходит на домашнее обучение. Возвращается через год, а там уже другие дети, его одноклассники изменились. Он год с ними не общался, был изъят из социальной среды, и он не знает, как коммуницировать. Такого ребенка часто начинают буллить, он становится отщепенцем. Часто детей, сложных в поведении тоже отправляют на домашнее образование, потому что они мешают учителям вести уроки. А социализация детей при этом страдает. Ведь пока родители на работе, их ребенок уходит в контакт с виртуальным миром.

– Сейчас многие переходят на домашнее обучение, не ходят в детсады. При этом родители считают, что детям для общения достаточно секций и кружков…

– В кружок детей приводят на час-два, и их там занимают, организуют. Дети там не имеют возможности выстраивать отношения. Чем хороша школа – на перемене ребята предоставлены сами себе, они устанавливают отношения друг с другом. Притираются, проверяют границы, определяют, кто сильнее, кто слабее. Безусловно, иногда это происходит через боль. Но без этого нет развития. И если ребенок сидит дома, общается с ИИ-другом или играет в компьютерные игры, то он не развивается.

«НУЖНО КРИТИЧНО ОЦЕНИВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, НЕ ВСЕМУ ВЕРИТЬ»

– Можно ли сказать, что с искусственным интеллектом чаще общаются дети, которым родители уделяют мало внимания?

– Я бы не стала говорить, что всё зависит от семьи. Тем не менее, семья – это первая и наиглавнейшая среда, которая оказывает максимальное влияние на формирование психики ребенка. Для подростка семья отходит на второй план, он начинает больше общаться со сверстниками. Но база закладывалась именно в семье. И если у ребенка проблема в общении, и он уходит от реальных друзей, значит, скорее всего, в какой-то период – в дошкольном или младшем школьном возрасте он недополучил чего-то. Значит, у него был дефицит принятия, внимания, поддержки.

В школе дети учатся устанавливать отношения друг с другом.
Фото: Юлия Бидун / «РТ»

– Что могут сделать родители? Ограничивать доступ в интернет?

– Сегодняшнее поколение будет расти на искусственном интеллекте, и этого не изменить. Общение с ИИ исключить нельзя. Важно, чтобы оно не заменяло реальное общение. Нужно разговаривать с ребенком, начиная с младшего возраста, потому что именно тогда ребенок будет слушать. С подростком будет сложнее. Нужно, чтобы с возрастом, при контактах с ИИ ребенок понимал, что он общается не с кем-то одушевленным, а с тем, кто дает информацию. И что нужно критично оценивать эту информацию, не всему верить. Это система, которая оперирует огромным количеством данных, но эти ответы и советы не всегда правильны. Основная задача родителей – дозировать общение с ИИ, контролировать и объяснять.

– А как быть, если подросток закрывается в комнате и часами просиживает за компьютером?

– Протестный период в подростковом возрасте – это нормально. Вопрос в степени выраженности этого протеста. Выход один: пытаться поговорить. Хорошо, когда родитель понимает, что перед ним взрослый человек. А взрослый не будет говорить взрослому «ты делаешь неправильно». Он скажет о том, что он чувствует, о своей обеспокоенности, о том, что он всегда рядом и готов помочь. Если подросток совсем отказывается идти на контакт – это повод обратиться к психологу.

УМУДРЯЮТСЯ СОЗДАВАТЬ СЕБЕ КЛОНОВ

Любопытно, что подростки сейчас не только общаются с языковыми моделями, но и умудряются создавать себе клонов, собственную виртуальную модель. ИИ набирает информацию о человеке, использует его речь, обороты, изучает интересы.  

Марсель Сагидуллин из Набережных Челнов предоставляет такую услугу, как создание цифрового двойника. Двойник будет говорить вашим голосом и выглядеть как вы. По словам предпринимателя, пока такая услуга не пользуется большой популярностью, но он уверен, что скоро ситуация изменится.

– Нужно предоставить одно видео, в той одежде и обстановке, в которой вы хотите, чтобы вас видели другие после создания двойника, аудиозапись. Либо человек сам всё это делает, либо мы снимаем в профессиональной студии, записываем звук. Потом обрабатываем и отдаем человеку готового двойника, который находится у него в специальном приложении. Он пишет, что нужно сделать, сказать, и цифровой двойник это делает за него, – рассказал Марсель Сагидуллин.

Айгуль Гарипова основатель казанской студии видеоконтента, где также можно создать себе цифрового двойника. По ее словам, услуга востребована, причем, в основном, у взрослых. Чаще всего обращаются мужчины – эксперты в какой-то области, которым некогда каждый раз записывать видеоконтент, а проще один раз создать себе двойника.

– Приходили к нам врачи, рестораторы. Молодежь обращается меньше, в основном, наши клиенты – взрослые люди. Перед съемкой человек проходит определенный этап верификации. Цифрового двойника невозможно создать без участия самого человека, сначала он подтверждает, что хочет создать свою копию и только после этого создается аватар, – пояснила Айгуль Гарипова.

интернет дети психолог новости Татарстана домашнее обучение искусственный интеллект нейросети
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости