ГРЕЮТ КАНАЛИЗАЦИЕЙ
В Набережных Челнах и Нижнекамске нет ни одного снегоплавильного пункта, и об их строительстве здесь пока не помышляют – слишком дорого. Обходятся площадками для складирования снега, где весной он тает сам. В Челнах в этом году таких площадок девять, в Нижнекамске – четыре. В Казани тоже есть 16 площадок для больших объемов снега. Кроме этого, в столице республики работают восемь стационарных снегоплавильных пунктов.
Как выяснила «РТ», принцип их работы одинаков: снег плавят за счет канализационных стоков, температура которых зимой составляет примерно 8 градусов тепла. Самосвалы выгружают снег на решетки, чтобы очистить от мусора, после чего он попадает в камеру плавления, встроенную в систему канализации. Затем талые воды текут вместе со стоками на очистные сооружения.

– Мы понимаем, что количество снегоплавильных пунктов на сегодня недостаточное. Техническая возможность строительства дополнительных камер на существующих сетях хозяйственно-бытовой канализации отсутствует, – констатировал на недавнем деловом понедельнике в мэрии руководитель городского комитета внешнего благоустройства Альберт Шайнуров. – Нами проведена большая работа по изучению альтернативных вариантов утилизации. Одним из наиболее перспективных, на наш взгляд, является снегоплавильный пункт, работающий на газовом топливе. Производительность одной газовой камеры плавления соизмерима с тремя канализационными. Для строительства подобного пункта на сегодня выбран участок вблизи «Салават Купере». Эта территория активно развивается, а площади твердых покрытий ежегодно растут, но места для утилизации и складирования снега отсутствуют. Строительство СПП в данном районе позволит решить проблему.
А ЕСЛИ ПОГОРЯЧЕЕ?
Как рассказали «РТ» в комитете внешнего благоустройства Казани, в Новосибирске, где снега зимой бывает очень много, один такой газовый снегоплавильный пункт эксплуатируется еще c 2013 года, второй – c 2016-го. Каждый принимает за сутки до 600–650 самосвалов со снегом. Повышенная производительность плавилки обеспечивается повышенной температурой за счет горения газа. Горелка нагревает не сам снег, а воду, которой затем орошают снег. Для плавления 400 кубометров снега в час требуется 1400 кубометров газа.

Емкость для плавления снега представляет собой герметичный бетонный бункер глубиной 4,6 метра, поделенный на три отсека. В первый выгружается снег с самосвалов. Там он орошается горячей водой и тает. Пройдя через решетку для крупного мусора, снег попадает во второй отсек, где оседает песок и другой мелкий мусор. В третьем отсеке происходит слив талой воды в ливневую канализацию, которая в дальнейшем потечет на очистные сооружения.
Конечно, жителей «Салават Купере», которые годами жаловались на неприятный запах (источник его появления так и не установили, но после закрытия мусорного полигона на улице Химической ситуация улучшилась), интересует, не будет ли от снегоплавильного пункта с газовой горелкой вреда для экологии. В комитете заверили, что, по данным исследований, загрязнение атмосферного воздуха в результате работы СПП не превышает допустимых значений.
ЦЕНА ВОПРОСА – ПОЛМИЛЛИАРДА
Сейчас власти Казани направили в адрес руководства РТ документацию для получения финансирования на разработку проекта строительства снегоплавильного пункта вблизи ЖК «Салават Купере». Как сообщили «РТ» в компании «Горыныч» (Санкт-Петербург), которая занимается производством снегоплавильных пунктов и установок, стоимость такого объекта стартует от 500 млн рублей.
– Подобные стационарные снегоплавильные пункты в отличие от установок наземного типа предназначены для утилизации больших объемов снега, их мощность начинается от 400 кубометров в час и более. Это объект капитального строительства, который рассчитан на длительный период работы, поэтому он требует проработки проектной документации и согласования ее в соответствующих разрешительных органах, – объяснила менеджер компании «Горыныч» Анастасия Подкопаева. – Основное преимущество стационарных пунктов в том, что отделение для плавления – бетонный бункер – находится под землей, и снег в него можно сгружать прямо из самосвалов. Однако необходимо предусмотреть и место временного складирования снега, поскольку в моменты пиковых нагрузок может оказаться невозможным сгружать снег из самосвалов прямо в отсек.
Фото: kzn.ru и nabchelny.tatarstan.ru