В театре имени М.Джалиля объявили программу 44-го Шаляпинского фестиваля. Главным его событием станет новая постановка комической оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Премьерные показы пройдут 30 и 31 января.
Немеломанам на всякий случай напомним, что крылатое «Фигаро тут, Фигаро там» – это из другой оперы на тот же сюжет Бомарше. «Севильский цирюльник» Россини, которым фестиваль открывался в 2023 году, на этот раз в афише музыкального форума не значится, что само по себе довольно редкий случай. Эта опера входит в канонический список коронных басовых партий Фёдора Шаляпина.
Обращение к «Свадьбе Фигаро» Моцарта связано с двойным юбилеем: в следующем году будет отмечаться 270 лет со дня рождения композитора и 240 лет его знаменитой оперы-буфф. Со времени ее предыдущей премьеры в Казани прошло 23 года. Тогда к постановке моцартовского «Фигаро» казанский театр привлек режиссера Дэвида Принса и дирижера Винсента де Корта, представляющих нидерландскую компанию Eurostade.
Новую постановку осуществляет известный режиссер Юрий Александров, который назубок знает шедевр Моцарта. Худрук театра «Санктъ-Петербургъ Опера» как минимум уже дважды ставил эту оперу, в том числе в Мариинском театре. А в эти дни полным ходом идут репетиции спектакля в театре им. М.Джалиля. «Публика в Казани, которую я очень люблю и уважаю, увидит тот спектакль, о котором мечтал Моцарт. Он должен быть очень современный, но в исторических костюмах. Это трудно. Ведь когда у женщины кринолин в четыре метра, даже не знаешь, как приблизиться к ней. Режиссеру и о таких вещах приходится думать», – сказал Юрий Александров.
Известно, что сочинение Моцарта требует блестящих вокальных данных, и с этим, по словам режиссера, в казанском оперном нет проблем. Другое дело – юмор в музыкальном театре, это отдельная и сложная история. «Я пятьдесят лет занимаюсь искусством и знаю, как заставить публику смеяться, тем более, имея такого компаньона, как Моцарт. Главное, чтобы у артиста открылась душевная заслонка», – считает режиссер.
За визуальное решение отвечает постоянный соавтор Александрова – художник-сценограф Вячеслав Окунев, чьи сценические миры всегда отличаются атмосферностью и точным стилевым языком. А музыкальное руководство постановкой доверено немецкому дирижеру Юстусу Франтцу, одному из признанных интерпретаторов Моцарта.
Шаляпинский фестиваль уже традиционно продлится больше месяца – с 30 января по 2 марта. После «Фигаро» Моцарта программу продолжат «Пиковая дама» П.Чайковского, «Борис Годунов» М.Мусоргского, «Жизнь за царя» М.Глинки, «Набукко» и «Аида» Дж.Верди, «Тоска» Дж.Пуччини, «Паяцы» Р.Леонкавалло и «Кармен» Ж.Бизе. Финальным аккордом станет концертное исполнение оперы «Отелло» Джузеппе Верди. Это еще одна фестивальная премьера, которой предстоит заново открыть казанской публике музыку и драматизм позднего Верди. В своей предпоследней опере композитор достиг исключительной выразительности и глубины. Режиссером концертной постановки выступит Екатерина Аронова из Санкт-Петербурга. Последняя постановка «Отелло» в Казани состоялась в 1988 году, и за прошедшие почти три десятилетия спектакль не появлялся в афише театра им. М.Джалиля.