Одной из площадок, на которой будет установлен воссоздаваемый в столице Татарстана пикирующий бомбардировщик времён Второй мировой войны Пе-2, может стать дворовая территория нового музея Казанского Кремля.
Об этом сообщил руководитель молодежного объединения «Отечество» Илья Прокофьев. «Есть два варианта – поставить самолёт во внутреннем дворе Национального музея, в фондах которого уже есть «свой» Пе-2, или в Казанском Кремле, за зданием Присутственных мест, где идет ремонт с целью передачи под новый музей», – рассказал он «Татар-информу».
Первоначально, до возведения новой кровли, энтузиастам проекта «Крылья Татарстана» предложили разместить Пе-2 внутри здания. Однако, по словам активистов, габариты машины исключили данный вариант. Поэтому более предпочтительно размещение экспоната во дворе Присутственных мест – в достаточно для этого свободном пространстве до крепостной стены Кремля.
Напомним: восстановлением Пе-2 наши поисковики решили исправить историческую несправедливость. В годы Второй мировой войны на вооружении Красной Армии состояло более 11,5 тыс. таких самолётов, из них 10,5 тыс. собрали в Казани. Однако к настоящему времени сохранились всего три таких самолёта: два на аэродроме в подмосковном Монино и один – в музее города Верхняя Пышма в Свердловской области. В Казани – ни одного.
Активисты «Отечества» за время экспедиций восстановили судьбу сотен экипажей Пе-2. После десятка лет работы стало ясно: пришло время воссоздать сам легендарный бомбардировщик. В том, что им повезёт, поисковики не сомневается. За годы войны лишь три тысячи самолётов вернулись на аэродромы. И если казанцы найдут хотя бы десяток-другой сбитых машин, из них вполне можно будет собрать памятную копию
Создавший Пе-2 авиаконструктор Владимир Петляков несколько лет трудился на выпускавшем этот самолёт заводе в столице Татарии. Работая над предыдущей лётной машиной, инженер не успел уложиться в поставленные сроки и был отправлен в Бутырскую тюрьму. Петлякова выпустили на свободу, когда он своевременно сконструировал следующую модификацию – Пе-2. К несчастью, на созданном им самим бомбардировщике он трагически погиб, когда направлялся в Москву для встречи с наркомом авиационной промышленности. После гибели, в 1942 году, в честь Петлякова самолет получил название по первым буквам его фамилии. Сам авиаконструктор был похоронен в Казани на Арском кладбище.
Сконструированную им боевую машину казанцы намерены воссоздать из частей самолётов, которые поисковики находят в своих экспедициях в местах былых боевых сражений. Хотя, по словам Ильи Прокофьева, только для корпуса необходимы сотни тысяч деталей, а чертежей бомбардировщика из стратегических соображений не сохранилось, задача эта всё-таки реальная.
В настоящий момент у энтузиастов проекта «Крылья Татарстана» уже имеются детали от четырнадцати сбитых или упавших в годы войны Пе-2. Кое-что придется изготавливать заново: для этого уже раздобыли дюраль военных лет. Из этого материала получились стойки шасси и моторамы. На одном из мест крушений удалось найти двигатель.
«Этот мотор в неплохом состоянии – с капотом и радиатором. Только небольшие вмятины. И часть центроплана также обнаружена полностью, со стойкой шасси, с колесом, со створками шасси, которые в идеальном состоянии», – поделился информацией Илья Прокофьев.
О собранном по частям бомбардировщике, точнее об экипажах и их самолетах, части которых будут применяться для сборки, активисты «Отечества» готовят отдельную книгу. Кроме того, ставший экспонатом Пе-2 сопроводят для таких пояснений и мультимедийной программой: кликнув на отдельную часть конструкции, можно будет узнать «биографию» потерпевшего крушение самолета, от которого она получена.
