Царей пережили и нас переживут: вековые деревья в Татарстане с возрастом только крепчают

На звание «Российское дерево года – 2025» претендует ель из заказника «Долгая Поляна» в Тетюшском районе, которой в этом году исполнилось 138 лет. Как выяснила «РТ», это далеко не самое старое дерево в Татарстане. В республике есть сосны и дубы, которым елка-конкурсантка годится в дочки, а то и во внучки.

Царей пережили и нас переживут: вековые деревья в Татарстане с возрастом только крепчают

С ДВОРЯНСКИМИ КОРНЯМИ

Как рассказал начальник государственного природного заказника «Долгая поляна» Евгений Савельев, горно-алтайскую или сибирскую ель посадил в 1887 году возле своего особняка дворянин Герман Молоствов в честь 30-летия супружеской жизни (сохранившаяся до наших дней усадьба Молоствовых в деревне Долгая Поляна – главная достопримечательность Тетюшского района). За прошедшие почти полтора века в стране много что изменилось и не раз, а маленькая елочка вымахала до 33 метров в высоту. В принципе 138 лет для елки – не такой уж преклонный возраст (в хороших условиях обыкновенные ели живут 150-200 лет, а сибирские – все 300). Правда, за десятилетия дерево немного накренилось, по словам директора заказника, это результат влияния розы ветров.

Ель Долгая Поляна

– Молоствовы сажали много различных деревьев и кустарников. Раньше здесь был целый дендросад, но потом всё пришло в упадок. Сейчас сохранились две очень красивые лиственничные аллеи: большая и малая, которым более ста лет, – рассказал Савельев.

В 2011 году тетюшская ель с «дворянскими корнями» была внесена в Национальный реестр старовозрастных деревьев в рамках всероссийской программы «Деревья – памятники живой природы». Обследовать ее в заказник приезжали московские специалисты из Центра древесных экспертиз.

А сейчас ель из «Долгой Поляны» участвует в конкурсе на звание «Дерево года». Проголосовать за нее можно на сайте rosdrevo.ru https://rosdrevo.ru/?ysclid=mamgeun61n917207956 до 1 августа. Наша кандидатка значится в списке под номером 9. Всего в списке 78 деревьев, среди которых «Дуб Грибоедова» в Смоленской области, «Лермонтовский вяз» в Пензенской, «Бабушка Ива» в Ростовской и еще много интересных экземпляров.

СТАРЕЕТ КРАСИВО

Ель в Ислейтарском лесничестве Атнинского района, которой тоже более 130 лет, – второе дерево в Татарстане кроме тетюшской ели, внесенное в Национальный реестр деревьев-долгожителей. Дерево высотой 32 метра имеет идеальную пирамидальную форму, и это без всякой обрезки ветвей.

– Наша ель очень красивая, она одна такая в Татарстане! – гордится руководитель Ислейтарского лесничества Алмаз Халиуллин.

Ель Долгая Поляна

Возраст атнинской ели считали по мутовкам (группам ветвей, расположенных на стволе на одном уровне). Использовать для определения возраста специальный бурав, которым нужно проткнуть ствол дерева до сердцевины, в лесничестве не решились – не поднялась рука на такую красоту.

Впрочем, старший научный сотрудник Института экологии, биотехнологии и природопользования КФУ, кандидат биологических наук Денис Тишин уверен: возрастной бур не вредит деревьям, а определение возраста с его помощью по количеству годичных колец – самый точный способ.

НЕ ЗАПУТАТЬСЯ В ТРЕХ СОСНАХ

Что касается сосен, то для них 150 лет – вообще не возраст. В нормальных условиях сосна обыкновенная живет 250-300 лет, в благоприятных – все 500.

Считается, что одна из самых старых сосен растет на так называемой Архиерейской даче в Казани. Дерево якобы посадили в честь визита в Казань Екатерины II в 1767 году, когда императрица посетила резиденцию архиепископа Казанского и Свияжского Вениамина (ее и называют сейчас Архиерейской дачей). Однако биолог Тишин развенчал этот миф. Ученый уверен, что сосну никто не сажал, она стоит на сохранившемся участке естественного леса, который здесь когда-то рос, и все деревья на нем весьма почтенного возраста.

Ель Долгая Поляна

Также Денис Тишин опроверг расхожее мнение, что на территории бывшего архиерейского подворья растет сосна веймутова (достаточно экзотический для России вид, который родом из Северной Америки).

– Нет, это самая обычная сосна, которая растет в Татарстане повсеместно. Сосну веймутова отличить очень легко – у нее шишки совсем другие, – пояснил биолог. – Самая старая сосна Веймутова растет у нас в дендрарии Волжско-Камского государственного природного заповедника, посажена в 1921 году. Там же, у Раифского озера, по моим данным, растет и самая старая в республике обыкновенная сосна – ей 289 лет.

Царей пережили и нас переживут: вековые деревья в Татарстане с возрастом только крепчают

Что касается сосны на территории Архиерейской дачи, то она, по словам Тишина, несколько моложе – ей 265-267 лет.

ЖДУТ ПОТОМСТВА ОТ СТАРОГО ДУБА

Дубы живут природе в 300-400 лет, но в мире есть экземпляры, чей возраст перевалил за 1500 лет.

– К сожалению, очень много дубов у нас вырубили в прошлом и позапрошлом веках. Из них делали дубовые бочки, паркетную доску, строили корабли. Есть научно доказанный факт, что паркет в санкт-петербургском музее «Эрмитаж» сделан из татарстанского дуба, – рассказал «РТ» руководитель Кзыл-Юлдузского лесничества в Рыбно-Слободском районе Нияз Тазмеев.

В 2019 году на территории этого лесничества обнаружили черешчатый дуб, которому сейчас более 230 лет. Лесничие собрали с него желуди и посеяли в надежде вырастить целую дубраву. Говорят, от таких дубов-долгожителей, которые пережили множество катаклизмов, и не сломались в прямом смысле слова, получается отличное потомство.

– Вообще дубы могут пережить всё. Единственное, чего они боятся – это сильные морозы ниже 35 градусов. Поэтому Татарстан – северная граница ареала произрастания дубов, дальше, в Башкирии, Удмуртии, они уже не растут, – отметил Нияз Тазмеев.

– Дубы очень крепкие и живучие деревья, – подтвердил Денис Тишин. – Я видел пеньки от дубов, срубленных в 90-е годы, они не сгнили и не разрушились. Даже, если на дереве появляется губительная морозобойная трещина или его повреждает вредитель, оно не погибает сразу, а еще долгое время стоит и даже может плодоносить, несмотря на то, что внутри постепенно усыхает. Непарный шелкопряд очень любит поедать дубовые листья и набрасывается на них в первую очередь. А уже когда они заканчиваются, переходит на другие деревья. Но дуб обладает способностью восстанавливать листву.

Царей пережили и нас переживут: вековые деревья в Татарстане с возрастом только крепчают

По словам биолога КФУ, сам он случайно обнаружил 185-летний дуб в Зеленодольске, когда собирал данные о городских деревьях. Второй гигантский дуб, немного помоложе, растет на территории астрономической обсерватории им. Энгельгардта там же, в Зеленодольском районе.

Фото из архивов Дениса Тишина, заказника «Долгая поляна» и Ислейтарского лесничества

новости Татарстана заказник деревья экология дерево года
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости