Многие сельские жители хотели бы открыть на своей земле крестьянско-фермерские хозяйства, но…
Земли сельскохозяйственного назначения сегодня все чаще становятся предметом споров. Полученные в 90-е годы свидетельства на землю в первые же годы владения сельчане с легкостью продавали по дешевке заезжим молодцам. Некоторые просто отдавали «зеленые бумажки» солидному дяде, даже не интересуясь, зачем он их забирает и когда вернет. Обвинять их в этом, наверное, не стоит, ведь государство, раздав основное средство производства, плохо объяснило, как им пользоваться.
Надо отдать должное: большинство сельчан все же сообразили, что земля – это ценный капитал, который не подвластен ни времени, ни инфляции, и не стали продавать свои паи. Рассудив, что лучше синица в руке, чем журавль в небе, они сдали свои наделы в аренду агрохолдингам, как говорится, за пару мешков овса. Но со временем в них проснулась крестьянская хватка. К тому же подросло новое поколение, знающее цену не только деньгам, но и земле. И решили отцы и дети вернуть свои сданные в аренду участки и сами работать на земле. Но… агрохолдинги против. И вернуть землю из аренды крестьянам не так-то просто.
История жителей села Вольный Стан Буинского района не отличается оригинальностью. Свои земельные паи (массив общей площадью полторы тысячи гектаров) они сдали в аренду мест-ной агрофирме «Дружба». А когда решили забрать их обратно, оказалось, что договор аренды составлен на 49 лет.
Честной рыночной конкуренции здесь как-то не получается. Инвесторы от агробизнеса от договоров аренды отказываться не собираются, и районные власти на их стороне
Когда говорили об аренде, как часто это случается, все было на словах. «На каких-то листах попросили расписаться, что агрофирма «Дружба» возьмет в аренду землю. Речи о таком длительном сроке аренды не было», – рассказывают старожилы села.
Подписывали ли они протокол общего собрания собственников? Что-то такое подписывали. Сейчас не исключают, что это были просто явочные листы собрания.
Холдинг расплачивается с пайщиками зерном, а земельный налог – по 800 рублей – сельчане платят сами. Да и не в деньгах дело – люди хотят сами работать на своей земле.
| Ришат ХАБИПОВ, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ: | |
| В целях эффективного развития сельского хозяйства просим вас оказать содействие в мирном урегулировании данного вопроса и предоставлении земельного участка сельхозназначения для ведения КФХ. | |
Миначовым, например, тесно стало в узких рамках личного подсобного хозяйства, да и сам бог велел им семейную ферму открыть. Одних только мужчин в этой крепкой, дружной семье – целая бригада. «Нас три брата – 23, 27 и 28 лет, да и отец еще крепкий мужчина, – рассказывает старший из братьев Ильвир (на снимке). – Мы выращиваем телят на мясо, держим коров: у нас на дворе 33 головы крупного рогатого скота, в том числе 18 молочных буренок. Сейчас власти не только агитируют за повышение деловой активности на селе, но и реально помогают сельчанам, в республике реализуются различные программы поддержки крестьянско-фермерских хозяйств. И решили мы открыть семейную ферму. Но ведь без земли этого не сделаешь».
Ильвир и еще с десяток жителей Вольного Стана решили объединиться и возделывать землю. И сделали практически невозможное – добились официального выделения из общего земельного массива надела площадью почти 65 гектаров. В феврале прошлого года зарегистрировали право собственности, уведомили руководство агрофирмы, что намерены расторгнуть договор аренды.
Но полюбовно дело решить не удалось – отправились в суд. Известно, что законодательство Российской Федерации предусматривает два основания расторжения договора по инициативе одной из сторон: это нарушение условий договора или изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Изначально сельчане заключали договор аренды с агрофирмой «Дружба», которая позже влилась в агрохолдинг «Ак Барс» и как отдельное юридическое лицо прекратила свое существование. Кроме того, у сельчан появилось «свежее», 2016 года, свидетельство о праве собственности на земельный участок. Тем не менее Буинский суд посчитал эти изменения несущест-венными и встал на сторону крупного агрохолдинга. Собственникам земельных долей выделенного земельного участка в расторжении договора аренды с ООО «Ак Барс Буинск» было отказано. Верховный суд, куда сельчане обратились с апелляцией, решение районных коллег оставил без изменений.
Тогда сельчане обратились за поддержкой в Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики. Аграрное ведомство отреагировало быстро. «В целях эффективного развития сельского хозяйства просим вас оказать содействие в мирном урегулировании данного вопроса и предоставлении земельного участка сельхозназначения для ведения КФХ», – обратился заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Ришат Хабипов к главе администрации Буинского района, приписав в конце письма: «Дополнительно просим вас усилить контроль за выделом земельных участков в счет земельных долей с учетом исключения вкрапливаний, изломанности границ, чересполосиц для применения широкозахватной и современной сельскохозяйственной техники». Это упрек местным властям, допустившим регистрацию права собственности жителей Вольного Стана, и одновременно указание на будущее: впредь никаких выделений земельных участков из общего массива!
Холдинг расплачивается с пайщиками зерном, а земельный налог – по 800 рублей – сельчане платят сами. Да и не в деньгах дело – люди хотят сами работать на своей земле
Буинские власти со своей стороны, похоже, поняли письмо правильно. Вот как прокомментировал ситуацию начальник райсельхозуправления Радик Даутов: «Жители зарегистрировали свой участок, но он с обременением – нерасторгнутым договором аренды. Да и земля им нужна самая хорошая – владения бывшего колхоза «Алга» (ныне ассоциация крестьянских хозяйств «Алга-1». – Прим. авт.), поближе к селу…» – «И все же, смогут ли Миначовы открыть КФХ? Дадите ли им и другим жителям вернуть свои земли?» – настаиваем мы. «Давайте мы сейчас весь район на крестьянско-фермерские хозяйства растащим! А кто тогда районный бюджет будет пополнять?» – парирует Радик Даутов.
Все ясно. Честной рыночной конкуренции здесь как-то не получается. Инвесторы от агробизнеса от договоров аренды отказываться не собираются, и районные власти на их стороне. Да, раньше большинству сельчан было проще сдавать свой земельный пай в аренду агрохолдингам и получать небольшую фиксированную плату. Теперь люди поняли, какой доход может приносить земля, и захотели сами ее обрабатывать. Неужели нельзя дать им эту возможность на деле, а не на словах? Или им полвека теперь придется вот так сдавать агрохолдингу свои доли в аренду?

