Нынче исполняется 130 лет изобретению синематографа братьями Люмьер, но путь к этому прорыву начался гораздо раньше. О том, что предшествовало первому киносеансу на парижском бульваре Капуцинок, рассказывает новая выставка, открывшаяся в Казанском Кремле.

В эти дни в выставочных залах «Манежа» представлено более 100 оригинальных приборов из коллекции «Мастерской братьев Васильевых» — крупнейшего в России собрания анимационных и оптических устройств. Среди экспонатов проекционные «волшебные фонари» XIX века, стереоскопы, редкие оптические игрушки, создающие иллюзию движения, а также приборы, которые раньше существовали только на бумаге – их изобрели, но так и не собрали. Причем, многие из них можно трогать руками, крутить за ручки… Ни с чем несравнимое удовольствие для детей, да и мало кто из взрослых откажется снова почувствовать себя ребенком.

Выставка «Первый кадр» приглашает погрузиться в историю изобретений, которые привели к рождению кинематографа, и узнать о выдающихся новаторах, чьи имена, в отличие от Луи и Огюста Люмьеров, сегодня не на слуху. В этом ряду, например, бельгийский физик Жозеф Плато, который изобрел стробоскоп для демонстрации движущихся картинок, французский инженер Эмиль Рейно, сыгравший ключевую роль в истории анимации, английский фотограф Эдвард Мейбридж, своими экспериментами также предвосхитивший эру кинематографа.
В феврале 1895 года братья Луи и Огюст Люмьеры запатентовали первый аппарат для получения движущегося изображения. 28 декабря того же года (сегодня отмечается как Международный день кино) они показали свой синематограф в действии. На первом публичном киносеансе была продемонстрирована в том числе 48-секундная лента «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». По легенде, зрители в зале вскочили с мест при виде надвигающегося на них паровоза… Именно с этого скандального показа ведется отсчет истории мирового кино
«В этом году исполняется 130 лет с того дня, когда братьями Люмьер был снят первый кадр. Но на самом деле были сотни людей, которые приближали этот момент. На выставке мы сделали особый акцент на их имена, а братьями Люмьер у нас все заканчивается», – отметил куратор проекта Максим Васильев. По его словам, свою коллекцию они собирали более 12 лет по всему миру: большинство экспонатов привезены из США, Франции, Германии и других стран Европы. «Наша цель – показать, что кинематограф стал результатом усилий десятков гениев. Каждое из этих устройств — шаг к той магии, которую мы испытываем каждый раз, глядя на экран», – подчеркивают в «Мастерской братьев Васильевых». К слову, это уже их третий совместный выставочный проект с Кремлевским музеем-заповедником, и каждый раз команда добавляет что-то новое в рассказ о докинематографической эпохе, которая охватывает ни много ни мало 200 лет технологического прогресса. На нынешней выставке, как уже сказано, особое внимание уделено интерактивной зоне, где посетители могут взаимодействовать с 15 увеличенными копиями старинных устройств и воспроизводить анимационные эффекты, которые изумляли людей более ста лет тому назад.