– Ольга Александровна, как вы оцениваете уровень цифровизации в аграрном комплексе Татарстана?
– Уровень цифровизации в Татарстане – и в животноводстве, и в переработке – может служить примером для многих регионов. Татарстан является лидером по цифровизации с точки зрения отраслевого государственного управления. Наш ключевой партнер в Татарстане – АО «РИВЦ», совместно с которым реализован проект по разработке программного обеспечения для сети частных метеостанций Ростелекома. Более того, мы видим продолжение нашего сотрудничества в плане реализации метеосистемы в РТ, а также в тиражировании этого опыта в других регионах. Кроме того, у нас налажено плотное взаимодействие с татарстанскими коллегами по образовательной теме как в части подготовки ИT-кадров, так и повышения уровня цифровой грамотности специалистов.
Если сравнивать аграрный сектор в целом с финансовым сектором и телекоммуникациями, которые считаются лидерами цифровизации, то они шли к современному состоянию 10-15 лет. Сельское хозяйство сейчас движется в том же векторе, только намного быстрее, потому что у нас уже нет того времени, которое было у коллег из других сфер. И понятно, что двигают цифровизацию в отрасли в основном крупные компании, у которых есть инфраструктура и финансовые возможности.
– Где в сельском хозяйстве искусственный интеллект уже активно применяется и показывает реальную пользу? Как ИИ помогает агробизнесу?
– Сегодня в агропромышленном комплексе ИИ находит применение в аналитике и прогнозировании, предоставлении персонализированных рекомендаций, разработке когнитивных помощников, а также автоматизации и роботизации технологических процессов. Например, искусственный интеллект используется для обработки данных с датчиков в полях, снимков со спутников и дронов, данных метеостанций и производственных источников. На выходе мы получаем точную аналитику и прогнозирование, персонализированные рекомендации. Агроном, например, получает рекомендации по внесению удобрений, прогноз урожайности, мониторинг состояния посевов, оценку климатических и рыночных рисков и многое другое. Животновод – рекомендации по индивидуальному подходу к кормлению животных.
Также с помощью ИИ создаются интеллектуальные помощники – чат-боты, голосовые и текстовые ассистенты. Эти инструменты помогают специалистам на местах оперативно принимать решения, формировать отчеты, разрабатывать сценарии и составлять технологические карты. Это существенно экономит время.
Роботизация тоже активно развивается: беспилотные тракторы, дроны, роботы на доильных установках или сортировке продукции – это уже реальность.
– Сейчас много говорят о киберугрозах. Какие риски существуют для предприятий АПК?
– Сфера кибербезопасности развивается стремительно, но и технологии хакеров эволюционируют. Сейчас киберпреступники работают в основном по двум сценариям. Первый – когда они проникают в систему и шифруют данные, а затем просят выкуп за расшифровку. Такой кибератаке, например, подверглись «Аэрофлот» и Россельхознадзор, что повлекло за собой серьезные последствия.
Другой сценарий – захват данных и проникновение в инфраструктуру через кражу логина и пароля. В этом случае также может быть несколько мотивов – от кражи коммерческой информации до полного уничтожения сервисов.
– Как предприятиям минимизировать киберугрозы?
– Чтобы обезопасить себя, предприятиям АПК необходимо инвестировать в кибербезопасность – проводить аудит информационной безопасности, выявлять слабые места и уязвимые системы, принимать меры для устранения пробелов.
Один из способов выявить уязвимости – провести пентест (тестирование безопасности компьютерных систем или сетей путем имитации действий потенциального нарушителя). Результаты теста покажут, насколько эффективно работают меры защиты.
– Могут ли предприятия проводить такое тестирование своими силами?
– Для этого нужен штат квалифицированных специалистов по информационной безопасности. Но есть компании, которые предоставляют услуги по киберзащите. Например, «Агропромцифра» обеспечивает информационную безопасность Минсельхоза России и выступает отраслевым центром кибербезопасности для аграрной отрасли страны.
– Какие меры, кроме пентестов, можно предпринять для повышения уровня кибербезопасности сельхозпредприятий?
– Необходимо обучать персонал: проводить тренинги и курсы для сотрудников по кибербезопасности, чтобы они могли распознавать фишинговые атаки, правильно работать с конфиденциальной информацией и соблюдать меры предосторожности.
Мы разрабатываем единую цифровую платформу (ЕЦП), которая включает образовательный модуль для аграрных вузов и впоследствии будет доступна для сельхозпроизводителей. Модуль позволяет проходить курсы, в том числе по цифровым технологиям в семеноводстве и земледелии, оценивать успеваемость. Курс разработан с привлечением экспертов Российского государственного аграрного университета МСХА имени К.А.Тимирязева и Минсельхоза РФ.
В наших планах – разработка курса по животноводству и создание эмуляторов, которые позволят на практике освоить ключевые компоненты Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (ФГИС «ВетИС»).
Еще одна образовательная программа будет создана для обучения работников АПК навыкам по цифровизации сельского хозяйства. В числе прочего она поможет освоить работу с государственными информационными системами. Мы взаимодействуем с коллегами из агровузов и организаций ДПО, подведомственных Минсельхозу России, для разработки углубленного курса. Он будет бесплатным и доступен в личных кабинетах сельхозпроизводителей в ЕЦП. Кроме того, в личном кабинете будет доступен интеллектуальный помощник, аналогичный Максу на «Госуслугах». Он станет поддержкой для агрономов, ветеринаров и других специалистов, поможет снизить трудозатраты фермеров и сделать работу с ГИС удобной.
– Какие перспективы цифровизации в АПК вы видите в будущем?
– В ближайшие 2–3 года мы сможем достичь значительного прогресса в этой области, а через 5 лет, вероятно, увидим полностью автоматизированные фермы с минимальным участием человека — люди будут выступать лишь в роли операторов.
В целом тенденция направлена на сокращение трудозатрат и активное внедрение цифровизации. При этом важно переориентировать персонал: образовательные программы следует адаптировать таким образом, чтобы люди умели управлять роботами, системами искусственного интеллекта, аналитическими инструментами и другими помощниками, а не выполняли работу вручную.