О том, как четверть века назад в центре Казани сносили исторические здания, что удалось спасти, а что утрачено безвозвратно, узнали зрители фильма «Память сердца», посвященного 10-летнему юбилею движения «Том Сойер Фест». После показа, который состоялся в кинотеатре «Мир», помощник Раиса РТ Олеся Балтусова рассказала, как в Казани начиналась борьба за сохранение архитектурного наследия, и что в планах у «Том Сойер Феста» на этот год.
СНОСИЛИ НА ГЛАЗАХ
Неравнодушные к истории родного города люди разных профессий – инженеры, айтишники, банковские служащие, которые в свободное время безвозмездно помогают реставрировать старинные дома, стали героями фильма режиссера Юрия Гвоздя, показ которого состоялся в «Мире» 18 апреля, в Международный день памятников и исторических мест. Участники движения по сохранению памятников архитектуры были и среди зрителей в зале, так же, как и жители отреставрированных ими домов.

– Почему «Том Сойер Фест» особенный? Почему люди, которые живут в этих исторических домах герои? Потому что они выстояли. В годы сноса, 25 лет назад, они сумели объединиться в товарищество собственников жилья в историческом центре города и вывести свои дома из списка на снос. Тогда было снесено более 2500 домов, – напомнила после фильма Олеся Балтусова. – Среди них было порядка 50 памятников архитектуры, и весь наш казанский деревянный модерн именно тогда исчез навсегда. Очень красивый, резной дом Сергеева стоял на улице Тельмана, его до сих пор жалко. Происходило расселение из ветхого жилья и передача инвесторам участков под застройку. Многие дома были снесены: Татарская слобода, Суконная слобода полностью изменились, началась хаотическая застройка, поскольку методики проектирования в историческом центре в те годы не было. Произошла полная утрата улиц Федосеевской, Островского, Дегтярная слобода вся ушла. То, что возле Кремля, застроили на вкус и цвет собственников территории того времени.

ДВА СТУДЕНТА СКИНУЛИСЬ И КУПИЛИ ПАМЯТНИК
Сама Балтусова тогда работала экскурсоводом, и вместе с другими любителями казанской старины оплакивала каждый снесенный дом. Защитники архитектурного наследия собирали подписи, выходили на пикеты, чтобы защитить дом Карла Фукса, здание Дворянского собрания, парк «Черное озеро», где в 2011 году хотели построить подземный паркинг.
– Была реальная угроза, мы тогда собрали почти 5 тысяч подписей, и строительство парковки отменили, – с гордостью сообщила координатор добровольческого движения.
Обращения общественников дошли до Раиса РТ Рустама Минниханова, он прислушался к их доводам общественников, остановив хаотичную застройку центра Казани. Саму Олесю Балтусову в 2011 году пригласили на должность помощника главы республики.
– Но номера гостиницы «Булгар» (здесь провел последние годы своей жизни известный татарский поэт Габдулла Тукай, – «РТ») к тому времени уже снесли, сейчас там стоит новодел, успели только понизить его высоту на несколько этажей. Многие памятники были проданы – тогда можно было за 500 тысяч рублей купить памятник архитектуры в центре города. Два студента скинулись по 250 тысяч рублей и купили здание-памятник на улице Дзержинского, отреставрировали его, и сейчас у них успешный бизнес. А это один из трех домов в Казани, который связан с писателем Львом Толстым, – отметила Балтусова.

НЕ ОТДАЛИ ПЕНСИОННОМУ ФОНДУ
Первый объект, который активисты спасли буквально из-под бульдозера – дом городского главы и благотворителя Юшкова на улице Театральной.
– Мы не дали его снести, успели отклонить экспертизу на вывод этого объекта из реестра. В результате инвестор его отреставрировал, а планировалось, что на этом месте будет восьмиэтажное здание. Дом Карла Фукса был продан с торгов, отреставрирован с башенкой, которая была на момент жизни Фукса, – сказала Балтусова.
Еще один значимый объект, который удалось сохранить – это деревянный дом чистопольского епископа Иоасафа Удалова (он был расстрелян в 1938 году и впоследствии канонизирован) на улице Тихомирнова.
– Это последний деревянный дом Суконной слободы, больше там ничего не осталось. Все остальное просто исчезло, было снесено и застроено – ландшафт сейчас неузнаваемый. Его спасли от сноса, когда планировалось расширение улицы Тихомирнова. Обмерили, сделали проект переноса и перенеси на 18 метров в сторону. Даже паклю сумели сохранить, печки перебрали и собрали заново. Обшивку сделали новую, потому что дом был в ветхом состоянии. Дом сегодня наполнен жизнью, там занимается детская студия «Духов день», есть мемориальная комната Иоасафа Удалова на втором этаже, – сообщила помощник Раиса РТ.
По словам Балтусовой, очень большой бой был за дом купца Лисицина на улице Пушкина, во флигеле которого родился знаменитый Федор Шаляпин (флигеля давно уже нет).
– Дом шел под снос. На этом месте должно было возникнуть крыло Пенсионного фонда в восемь этажей, – уточнила она. – Нам удалось оставить его в реестре, и собственнику пришлось его реставрировать. Там сейчас туристическая локация на тему Шаляпина, все очень красиво.
ВОЗЬМУТСЯ ЗА БЕСЕДКУ
Понятно, что общественники из движения «Том Сойер Фест» не способны провести капитальный ремонт и глобальную реставрацию исторических зданий за миллионы или даже миллиарды рублей, но привести старые дома в божеский вид им по силам.

В этом году они планируют воссоздать историческую беседку в Фуксовском саду в том виде, какой она была сто лет назад, и отреставрировать два дома в Адмиралтейской слободе – на улице Большой, 65 и Столярова, 37.

Олеся Балтусова также сообщила о том, что в республике возобновляет деятельность Татарстанское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПиК) и представила его нового председателя – архитектора-реставратора Степана Новикова. Региональное отделение ВООПиК в Татарстане было ликвидировано через год после смерти его многолетнего руководителя Фариды Забировой, в 2022 году. И вот теперь возродилось.