300 тыс. на диабетиков, миллион – на онкобольных: врачи Татарстана призывают не менять лекарства на деньги

Врачи Татарстана бьют тревогу – более половины льготников отказались от бесплатных лекарств в пользу денег. Выплата в 1331 рубль как правило не покрывает и половины стоимости ежемесячного лечения. О том, сколько льготники могут сэкономить на бесплатных лекарствах, почему не стоит уповать на помощь родственников, и чем чреват отказ от соцуслуг, рассказали представители Минздрава РТ.

300 тыс. на диабетиков, миллион – на онкобольных: врачи Татарстана призывают не менять лекарства на деньги Юлия Бидун / «РТ»

ПООБЕЩАЛИ, НО НЕ СДЮЖИЛИ

– Этот год, можно сказать, юбилейный: ровно 20 лет назад в 2005 году стартовала программа обеспечения необходимыми лекарственными препаратами. Мы понимали, что можно поставить диагноз, назначить лечение, но если не будет препаратов, всё это бесполезно, – открыла пресс-конференцию замминистра здравоохранения Татарстана Фарида Яркаева.

Она напомнила, что бесплатные лекарства положены федеральным льготникам: инвалиды (90% получателей в Татарстане относятся именно к этой категории), участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и др. Сейчас в перечень препаратов, который обновляется каждый год, входит порядка 900 международных наименований. Всего на получение льготных лекарств в республике имеют право более 330 тыс. человек, при этом 59% из них отказались от лекарств в пользу небольшой денежной компенсации – 1331 рубль в месяц.

– В первый год реализации программы, когда еще права отказа от набора соцуслуг не было (оно появилось с 2006 года), онкологи у нас просто ликовали, потому что кривая пятилетней выживаемости резко пошла верх, а кривая одногодичной летальности – вниз. Ведь, в отличие от выплаты, по обеспечению лекарствами в натуральном виде ограничений нет: пациент может получить препараты на любую сумму в пределах перечня и независимо от того, по какому заболеванию получена инвалидность. Многие думают, что им легче купить самим или им пообещали помогать с покупкой дети, внуки. Дескать, это проще, чем ждать очередь к врачу, ходить за рецептами. А потом оказывается, что родственники переоценили свои финансовые возможности. Ведь, пока речь идет о двух, трех и даже десяти тысячах рублей в месяц, – это посильные расходы, а больше – уже тяжело, – отметила Фарида Яркаева.

РЕШИТЬ ДО 1 ОКТЯБРЯ

Фото: Минздрав РТ

При этом резко изменить свое решение и начать получать лекарства вместо денег нельзя. Выбор можно менять только один раз в год, до 1 октября. Для этого нужно обратиться в отделение Соцфонда РТ. Тем, кто уже получает лекарства или выплату, и менять решение не собирается, каждый год обращаться в Соцфонд не нужно, – пояснила замминистра.

– Население стареет. По исследованию журнала «Ланцет», к 2050 году жителей возраста 85+ будет больше на 351%. Мы понимаем, что у пожилых не одно, а несколько заболеваний, и все требуют дорогостоящего лечения. Скажем, сахарный диабет требует огромных затрат здравоохранения: до 300 тыс. рублей на человека только по основному заболеванию. У онкобольных это в среднем 1-2 млн в год, а иногда и 10-15 млн на пациента. Лечение бронхиальной астмы обходится также в несколько млн рублей, – привела цифры Фарида Яркаева.

НЕ ПОКРОЕТ ДАЖЕ ЛЕЧЕНИЕ ГИПЕРТОНИИ

Главный внештатный кардиолог Минздрава Татарстана, замглавврача казанской ГКБ№7 им. Садыкова Зульфия Ким в свою очередь добавила, что все пациенты с хроническими неинфекционными заболеваниями находятся в группе риска развития сердечно-сосудистых патологий. Однако, они редко об этом задумываются.

– Например, у пациентов с любой онкологией очень высоки риски развития сердечно-сосудистых заболеваний. И, к сожалению, они нередко погибают именно от сердечно-сосудистой патологии. На сегодня подавляющее большинство сердечно-сосудистых заболеваний управляемы с условием правильного лечения. И все инновационные препараты входят в список жизненно важных. Средний ценник четырехкомпонентной терапии хронической сердечной недостаточности (ХСН) – это несколько тысяч рублей в месяц, что в разы больше денежной компенсации. Терапия добавляет в среднем семь лет жизни пациенту. Для понимания: оказалось, что пятилетняя выживаемость пациентов с раком молочной железы или с раком предстательной железы выше, чем у пациентов с ХСН. У пациентов с сахарным диабетом атеросклероз коронарных артерий развивается в три раза активнее быстрее, чем у пациентов без диабета. Не стоит отдавать предпочтение монетизации, эта сумма не покроет расходы даже на лечение банальной гипертонии, – констатировала Зульфия Ким.

Главный внештатный эндокринолог Минздрава Татарстана, заведующая эндокринологическим центром Университетской клиники КФУ Анна Абакумова привела цифры по своей части: в республике почти 150 тыс. пациентов с сахарным диабетом. Заболевание требует пожизненного лечения, а препараты дорожают каждый год.

– Здоровье таких пациентов может резко ухудшаться, пациент рискует стать инсулинопотребным, и тогда стоимость лечения вырастает в разы. А вернуться к соцпакету можно только раз в год, поэтому безопаснее оставаться на соцпакете. Это спокойнее для самого пациента, и для его близких, – подчеркнула эндокринолог.

Фото: Денис Гордийко / kzn.ru

ПОЧЕМУ ВОЗНИК ДЕФИЦИТ ЛЕКАРСТВ В ОНКОДИСПАНСЕРЕ

Замглавного врача Республиканского онкодиспансера Елена Мингалимова рассказала, что в среднем лекарства на лечение одного пациента с раком обходятся в 18 тысяч рублей в месяц, а бывает, что доходит и до 96 тысяч рублей. А всего в республике на учете с онкологией стоят более 127 тысяч человек, это каждый 32-й житель Татарстана.

– Пациенты онкодиспансера часто жаловались на отсутствие препаратов, почему сложилась такая ситуация и как решается вопрос? – поинтересовалась корреспондент «РТ».

– Действительно проблема такая по некоторым позициям есть, дополнительно заявку мы уже направили в ГУП «Таттехмедфарм», сейчас идут процессы торгов. В конце сентября, максимум в первую неделю октября 90% из отсутствующих препаратов поступят к нам в онкодиспансер. Все пациенты будут обеспечены. Вопрос на контроле, – пообещала Елена Мингалимова.

– Я не упомянула очень важный фактор: вклад каждого пациента в эту программу таков, что это повышает финансовую устойчивость программы. Если бы наши пациенты не отказывались от набора соцуслуг, республика могла бы получать из федерального бюджета в три раза больше средств, чем получает сейчас. То есть отказники уносят из республики средства, в том числе на закупку тех же противораковых препаратов. Из 127 тыс. онкологических пациентов более 58 тысяч являются федеральными льготниками и 37% из них отказались от набора социальных услуг. Считают, видимо, что ремиссия, в которой они находятся, будет постоянной, пожизненной. Очень трудно объяснить действия этих пациентов. Что это? Надежда на авось? – добавила и замминистра здравоохранения РТ Фарида Яркаева.

 

лекарства онкология новости Татарстана сахарный диабет болезни сердца здоровье татарстан
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости