1

Невдалеке от речки Утки

 

 

Почти у самой границы Татарстана и Ульяновской области, неподалёку от речки с необычным названием Утка раскинулось село Танкеевка. Купола старинной Троицкой церкви, которые возвышаются здесь над крышами сельских домишек, видны уже издали, при подъезде к селу.

 

Танкеевка – село русское, хотя изначально, ещё с глубокой древности, в его окрестностях обитали предки племён, которые приняли самое активное участие в формировании древнебулгарского этноса, причём на его раннем этапе.

 

СЕРЕБРЯНЫЕ МАСКИ И «ШУМЯЩИЕ» ПОДВЕСКИ

Археологический комплекс близ Танкеевки находится менее чем в километре к юго-востоку от села. Он был открыт и впервые обследован казанскими историками ещё до революции – в 1904 году. С тех пор здесь велись регулярные раскопки. Ученые вскрыли более тысячи древних захоронений и собрали богатейший научный материал, который позволил изучить разнообразие языческих народов, живших здесь.

Танкеевский могильник, который большинство историков относят к IX–X векам, представляет собой обширный комплекс в основном языческих захоронений, оставленный одной из этнических групп населения ранней Волжско-Камской Булгарии. Памятник является одним из крупнейших в Восточной Европе в освещении истории ранней Волжской Булгарии, когда в Среднем Поволжье происходило создание нового государства, формировались элементы общебулгарской культуры в результате взаимодействия разнокультурных компонентов до начала принятия ислама и распространения мусульманской обрядности.

В ходе раскопок историки обнаружили в древних могилах, помимо человеческих останков, десятки предметов – от мечей, копий, кинжалов, боевых топоров и наконечников стрел до многочисленных женских украшений, характерных для той эпохи.

Это прежде всего так называемые «шумящие» подвески – остатки головных уборов с ромбическими накладками из серебра, височные кольца и бусы. Любопытно, что в некоторых могилах лицевую часть черепов скелетов покрывали тонкие серебряные маски с прорезями для глаз и рта. Точно такие же маски были обнаружены в древних захоронениях на Верхней Каме, а также в Венгрии. Да и многие другие украшения, обнаруженные историками, сделаны из сереб­ра – неслучайно в древнеславянских рукописях булгар нередко называли «серебряными».

Кроме того, в могилах древних воинов историки час­то находили конские черепа и кости ног лошадиных скелетов. Всё это свидетельствует о разноэтничности населения, оставившего Танкеевский могильник, где вместе с волжско-камскими булгарами были погребены представители народов, проживавших здесь в те далёкие времена, – древних венгров и других финно-угорских и тюркских племён. Лишь в конце X века, после принятия и утверждения среди булгар ислама, языческий обряд погребения сменился мусульманским.

Танкеевский комплекс – один из самых крупных могильников Древней Булгарии. Безусловно, он хранит немало тайн и открытий, которые ещё ждут своего часа.

 

ИМЕНИЕ ПОМЕЩИКА БЛУДОВА

В основанном в начале XVIII века в окрестностях древнего комплекса селе Танкеевка жили крепостные крестьяне помещика Блудова. В годы царствования Петра Великого плодородные земли вдоль Волги, которая к тому же служила важнейшей транспортной артерией по перевозке различных грузов, были весьма лакомым куском для служивого дворянства. Заселяли их в основном крестьянами из центральных районов России. Так, в начале XVIII столетия земли волжского левобережья, а также в бассейне двух малых речушек – Утки и Ясачки – были жалованы государем помещику Новикову. А затем в виде приданого отошли другим дворянам – Блудовым.

В середине XVIII века ярославский дворянин Яков Романович Блудов женился на дочери казанского помещика Саввы Новикова Фёкле, которая получила в приданое Танкеевку в Спасском уезде. После смерти Якова Блудова владения перешли к его сыну Николаю, затем к внуку Дмитрию. Дмитрий Николаевич Блудов был одним из самых влиятельных государственных деятелей Российской империи с 1830 года и до конца царствования Николая I.

 


Блудовы – старинный русский дворянский род. Его первый представитель Фёдор Блудов ещё в конце ХV века был служилым человеком при великом князе Московском Иване III. Блудовы входили в состав столичного и провинциального дворянства, владели богатыми поместьями в окрестностях Ярославля


 

Именно при Дмитрии Блудове село во многом пре­образилось и существенно выросло. Население Танкеевки с полутора сотен жителей увеличилось до тысячи. Занимались здесь не только хлебопашеством и разведением скота, но и мукомольным, кирпичным и кузнечным промыслами – прогрессивный помещик понимал, что крепостное право себя практически изжило, а вскоре будет вовсе отменено, и всячески поощрял своих крестьян к открытию собственных ремесленных и кус­тарных мастерских. К началу XX века в Танкеевке работали земская школа, открытая в 1887 году, участковая больница на 30 коек, целых семь вет­ряных мельниц, восемь мастерских по производству кирпича, две кузницы, шерстобойня и три мелочные лавки. На средства Блудова в 1859 году в Танкеевке была построена великолепная кирпичная Троицкая церковь, которая и поныне, несмотря на запустение, является архитектурным памятником середины XIX века.

 

ХРАМ, ОТКРЫТЫЙ ВСЕМ ВЕТРАМ…

Следует сказать, что и до этого в селе был деревянный храм, построенный ещё в 1756 году. И вот по проекту архитектора Константина Тона здесь был построен кирпичный храм Живоначальной Троицы с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. Да-да, по проекту того самого Тона, который был одним из создателей проекта знаменитого храма Христа Спасителя, воздвигнутого в Москве в честь победы над Наполеоном и разрушенного в тридцатые годы при советской власти.

Позднее к церкви были пристроены ещё два придела – в честь великомученика Димитрия Солунского и мученицы царицы Александры, а в 1897 году по проекту архитектора Фёдора Малиновского к храму была пристроена колокольня. Можно бесконечно долго любоваться его мощными стенами из красного кирпича высотой более тридцати метров, обветшавшей, но уцелевшей колокольней. Добавлю, что это самое большое церковное здание в Спасском районе.

Храм в Танкеевке большевики хотели закрыть ещё в конце двадцатых годов прошлого века, но первая попытка окончилась неудачей. Узнав, что новые власти намерены сбросить со звонницы храма церковные колокола, жители села от мала до велика встали на защиту святыни. Вооружившись кто чем мог, танкеевцы огромной толпой собрались у ограды храма, чтобы не допустить кощунства.

Впоследствии храм всё же закрыли, но разрушить его местным атеистам так и не удалось. Церковь в Танкеевке сохранилась до наших дней. Но именно сегодня, когда по всей России возрождаются поруганные и заброшенные храмы, ей как ни странно вновь угрожает опасность исчезнуть навсегда.

 

ОВЧАРНЯ НА СВЯТОМ МЕСТЕ

Совсем недавно республиканское телевидение показало сюжет о том, что храму в Танкеевке грозит перспектива превратиться в амбар для хранения зерна, а то и вовсе стать коровником. На заброшенную церковь уже давно положили глаз сельские предприниматели из числа местных фермеров, о чём поведали в своём репортаже журналисты-телевизионщики канала «Татарстан 24». И хотя после скандального репортажа зерно из храма вывезли, следы хранения прошлогоднего урожая свидетельствуют о том, что под амбар танкеевскую церковь, по мнению журналистов, всё же использовали, причём совсем недавно.

Но судьба храма в Танкеевке ещё не так ужасна, как участь другого спасского храма (село Щербеть), в котором сегодня другие фермеры умуд­рились открыть помещение для содержания овец.

Сейчас в селе Танкеевка проживают не более трёхсот человек, в большинстве своём пенсионеры. И хотя многие из них хотели бы иметь в родном поселении действующую церковь, восстанавливать храм им просто не под силу, да и средств нет. А больше, похоже, никому дела нет до старинной церкви. Стоит ли после этого удивляться, что в заброшенных храмах, имеющих официальный статус памятников культурного и исторического наследия, сегодня блеют овечки, а то, глядишь, и вовсе замычат фермерские бурёнки…