Небывалый резонанс вызвала инициатива Госсовета Татарстана лишать водительских прав лихачей в случае повторного нарушения скоростного режима и правил обгона. В федеральных СМИ появились комментарии как сторонников, так и противников такого подхода. Однако ключевые причины, побудившие депутатов республики вносить поправки в законодательство, так и остались за кадром.
«ЭТО ТЕ, КОГО ЛИЧНО НЕ КОСНУЛАСЬ ПРОБЛЕМА»
Проект поправок к КоАП РФ, предусматривающих лишение лихачей водительских прав, Госсовет РТ направил на рассмотрение в совет законодателей при Госдуме РФ. Приведём выдержку из пояснительной записки к законопроекту.
«В целях усиления профилактического воздействия на нарушителей необходимо внести изменения в административное законодательство в части усиления ответственности за повторное нарушение правил обгона и скоростного режима более чем на 60 км/ч, предусмотрев лишение права управления собственников (владельцев) транспортных средств при фиксации правонарушения в автоматическом режиме», – говорится в тексте документа.
Тема вызвала общественную дискуссию, в ходе которой мнение высказали депутаты Госдумы, эксперты автомобильной отрасли. Многие СМИ в погоне за сенсацией преподнесли инициативы Госсовета РТ как попытку ограничить права водителей. «В Татарстане предложили лишать водителей прав за нарушения, зафиксированные камерами» – с подобными заголовками вышли в свет некоторые газеты. Заместитель начальника Управления ГИБДД по РТ Айрат Самигуллин считает, что такая позиция, мягко говоря, недальновидна.
«Подобное мнение часто высказывают люди, которые не погружены в проблему аварийности на дорогах. Это те, кого лично не коснулась проблема. Нет ничего ценнее человеческой жизни, и инициатива парламента направлена именно на это», – подчеркнул Айрат Самигуллин.
Он напомнил, что на сохранение жизни и здоровья граждан, в частности, направлен национальный проект «Безопасные качественные дороги», инициированный Президентом страны Владимиром Путиным. Одной из целей национального проекта является снижение смертности от ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом – до уровня, не превышающего четырёх человек на 100 тысяч населения. А к 2030 году показатели должны стремиться к нулевому уровню смертности.
Требования к выполнению целевых показателей национального проекта по числу погибших ежегодно ужесточаются. Например, на 2023 год установлена прогнозная цифра по количеству погибших в ДТП уже на 23,9 процента меньше показателя 2022 года. С учётом того что Госавтоинспекция претерпела ряд сокращений сотрудников, выполнить эти требования без продвижения законодательных инициатив не представляется возможным.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НЕОБХОДИМО ПРОДВИГАТЬ
Своё мнение по поводу законодательной инициативы Госсовета РТ высказали многие российские политики. Например, заместитель руководителя фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов назвал предложение татарстанских депутатов преждевременным.
«Если прибегать к настолько радикальным мерам, нужно сначала «обучить» камеры точно определять, кто именно находится за рулём в момент нарушения. У нас ведь презумпция невиновности для главы 12 КоАП не работает, и к ответственности привлекают владельца ТС. Что касается лишения прав, в законодательстве прописано достаточно случаев, когда эта мера применяется к водителям. В случае с камерами максимальный штраф – пять тысяч рублей – предусмотрен неслучайно. Только инспектор может чётко установить, кто управлял транспортным средством в момент нарушения», – полагает Ярослав Нилов.
В то же время первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по госстроительству и законодательству Даниил Бессарабов («Единая Россия») считает инициативу Татарстана актуальной и требующей глубокого изучения. Он отметил, что сотрудников ДПС на дорогах становится меньше, но появляется больше камер видеонаблюдения. Соответственно, новые технологии необходимо продвигать и использовать, чтобы наводить порядок на дорогах.
Спикер также обратил внимание на важность объективного подхода при рассмотрении судебных дел. «Надо думать о более суровом наказании в виде лишения водительских прав, но не забывать о рассмотрении этих дел через суд, чтобы все спорные моменты можно было открыто обсудить, а судья мог вынести законное, правосудное решение», – обратил внимание Даниил Бессарабов.
За пять месяцев этого года на дорогах Татарстана произошло 95 ДТП с выездом на встречную полосу, в которых погибли 37 человек и 146 получили ранения. Камерами зафиксировано более 50 тысяч нарушений, касающихся повторного превышения скоростного режима от 40 до 60 км/ч
Экс-депутат Госдумы, основатель движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков отметил несовершенство камер фиксации, которые не видят, кто за рулём, и часто ошибаются. Он предложил увеличить число инспекторов на дорогах, чтобы устранить слабые места в процессе фиксации нарушений камерами.
«Процессуальные документы оформляются в упрощённом порядке: без присутствия водителя, без его опроса в группе разбора, без составления протокола», – перечислил недостатки Вячеслав Лысаков.
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин в эфире радиостанции «Москва FМ» выразил мнение, что лишение прав – это слишком строгая мера.
«Лишить прав может только суд. А здесь что предлагается? Камера зафиксировала, и это бесспорное доказательство?» – задал он риторический вопрос.
С этим мнением не согласен заместитель председателя комитета Госсовета Татарстана по законности и правопорядку Александр Чубаров. Парламентарий подчеркнул, что инициатива республики не отменяет установленного в настоящий момент порядка наказания за нарушение правил дорожного движения.
«Лишение прав будет в любом случае по решению мирового суда. Однако в настоящее время суды по делам о лишении водительских прав принимают только материалы о выявленном инспектором правонарушении. Мы же предлагаем, чтобы материалы видеофиксации принимались как доказательства», – пояснил депутат.
ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА СМЕРТЕЛЬНЫХ АВАРИЙ
«Главными причинами ДТП со смертельным исходом остаются превышение скоростного режима и выезд на полосу встречного движения, особенно в местах, где это запрещено. Ни одно другое нарушение не влечёт столько тяжких последствий», – считает Айрат Самигуллин.
Он привёл статистику: за пять месяцев этого года на дорогах Татарстана произошло 95 ДТП с выездом на встречную полосу, в которых погибли 37 человек и 146 получили ранения. Камерами зафиксировано более 50 тысяч нарушений, касающихся повторного превышения скоростного режима от 40 до 60 км/ч.
Так, 5 мая на трассе Йошкар-Ола – Зеленодольск 48-летний водитель «газели» выехал на встречку в месте, где это запрещено, и совершил касательное столкновение с грузовиком MAN, после чего лоб в лоб врезался в легковушку Renault Arkana, водитель которой и пассажирка погибли. Среди трёх пострадавших в этой аварии двое – подростки.
Немало примеров можно привести и в отношении многократных нарушителей скоростного режима. В среднем за год в Татарстане за повторное превышение скорости более чем на 60 км/ч возбуждается около девяти тысяч административных дел.
По мнению заместителя начальника Управления ГИБДД по РТ, из-за незначительных санкций штрафы за нарушение правил дорожного движения расцениваются некоторыми водителями как «плата за проезд». Среди нарушителей есть такие, для кого и пятитысячный штраф – мелочь. Поэтому ужесточение наказания за нарушения, прямо влияющие на аварийность, становится жизненно важной необходимостью.
Так, 25 июля прошлого года вступил в силу закон, предусматривающий конфискацию транспорта, принадлежащего виновнику ДТП, повлёкшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. Уже в 2022 году судами Татарстана было конфисковано пять автомобилей. Во всех случаях нарушителям назначили наказание в виде обязательных работ. Например, в Альметьевске суд назначил автоледи наказание в виде 240 часов обязательных работ, а её автомобиль «Ауди» был конфискован.
«Результаты мер профилактики позволяют утверждать, что мы эффективно боремся с правонарушениями. Появилась тенденция к снижению аварий с выездом на встречку, поскольку на всех опасных участках, где обгон запрещён, мы переработали установку камер автоматической фото- и видеофиксации и оборудовали данные зоны соответствующими дорожными знаками. Всё это способствует выработке у водителей стереотипа законопослушного поведения на дорогах, – считает Айрат Самигуллин. – Что же касается законодательной инициативы Госсовета РТ, последнее слово в принятии предложенных поправок остаётся за Государственной думой России».