В КНИТУ-КХТИ обсудили проблемы и перспективы инженерного образования
Предприятиям сегодня ощутимо не хватает молодых специалистов с инженерным образованием. Что готовы предложить им вузы? Какие изменения происходят в системе высшего технического образования и что еще нужно изменить, чтобы оно максимально отвечало потребностям дня?
Эти и другие вопросы обсуждали на днях в КНИТУ-КХТИ, где в рамках Татарстанского нефтегазохимического форума прошел международный круглый стол «Кадровое обеспечение предприятий нефтегазохимического комплекса: вопросы развития инженерной педагогики».
Участие в круглом столе приняли более 130 представителей научно-педагогической общественности и бизнеса из России, США и других стран.
Как отметил, открывая мероприятие, заместитель министра промышленности и торговли РТ Алмаз Хусаинов, «на предприятиях нужны молодые специалисты, владеющие современными знаниями, имеющие навыки их применения на практике. По данным прогноза на ближайшие пять лет, потребность промышленных предприятий в кадрах составляет около 155 тысяч человек, самая большая потребность — в специалистах со средним профессиональным образованием и рабочих кадрах, специалистов с высшим образованием необходимо 55 тысяч человек».
Сергей ЮШКО, ректор КНИТУ-КХТИ: | |
Сегодня, когда пирамида перевернута в сторону преобладания управленческих кадров, хороших инженеров и рабочих очень мало. И мы видим большой запрос на инженерные кадры. |
«Мы задумываемся над тем, как быть полезными нашим предприятиям-партнерам, – отметил в свою очередь и.о. ректора КНИТУ-КХТИ Сергей Юшко. – Сегодня, когда пирамида перевернута в сторону преобладания управленческих кадров, хороших инженеров и рабочих очень мало. И мы видим большой запрос на инженерные кадры. Видим и желание у молодежи поступить именно на технические направления».
Он также отметил, что просто напичкать студентов в университете знаниями – неправильно, ведь необходимые для работы навыки сегодня обновляются очень быстро. Поэтому после получения базовых знаний молодые люди в дальнейшем возвращаются в университет на допобразование.
Все эти тенденции, по мнению Сергея Юшко, означают переход к модели университета третьего уровня, где тесно соединяются образование, наука и коммерциализация. Вклад современного университета в развитие общества определяется умением коммерциализировать создаваемую интеллектуальную собственность, помогать выпускникам продвигать себя и свои компетенции. Например, многие выпускники КНИТУ создают свои технологические бизнесы, являются лидерами технологий, в том числе за рубежом. То есть университет дает не просто знания и дипломы, а карьеру.
Идеи необходимости непрерывного образования в течение всей жизни были озвучены зарубежными специалистами. Так, вице-президент международной федерации обществ инженерного образования, профессор Высшей школы Порту (Португалия) Жозе Квадраду заметил, что сейчас после вуза специалист должен получать модернизированные знания каждые пять лет. Кроме того, рынок труда сегодня требует различных навыков: предпринимательских, способности обучаться самостоятельно, умения фокусироваться на решении проблем…
В аналитическом обзоре развития инженерного образования в России академик РАО Василий Жураковский указал на позитивные тенденции в этом процессе: из 4 миллионов студентов страны миллион обучается именно на инженеров. Есть позитивный опыт ведущих инженерных вузов, где формируются центры инновационной активности (виртуальные комплексы, наноцентры, тесные связи с заказчиком). Неплохие позиции в подготовке инженеров занимают региональные вузы, в частности, КНИТУ-КХТИ и КНИТУ-КАИ. «Мы благодарны казанской школе инженерной педагогики», – подчеркнул Василий Жураковский.
Говорили и о том, что начинать подготовку новых кадров надо со школы. Этим, кстати, активно занимается уже много лет технологический университет. Например, при его лицее-интернате для одаренных детей, где углубленно изучается химия, компания «Газпром» открыла «Газпром-класс».
Многие выпускники КНИТУ создают свои технологические бизнесы, являются лидерами технологий, в том числе за рубежом. То есть университет дает не просто знания и дипломы, а карьеру
В рамках круглого стола прошла также деловая встреча с более чем 40 руководителями и работниками кадровых служб промышленных предприятий, где обсуждались вопросы дальнейшего взаимодействия с КНИТУ в подготовке и переподготовке квалифицированных специалистов. А на собрании российского мониторингового комитета международного общества по инженерному образованию вице-президентом общества был вновь избран проректор КНИТУ Василий Иванов.
На второй день работы круглого стола полный зал собрал мастер-класс академика РАО Андрея Вербицкого о методах обучения и педагогических технологиях в контексте современной образовательной парадигмы, а также круглый стол под руководством главного редактора журнала «Высшее образование в России» Михаила Сапунова, где развернулась оживленная дискуссия о феномене современной инженерной педагогики. Кстати, члены редколлегии журнала проголосовали за введение в ее состав и.о.ректора КНИТУ Сергея Юшко.