Многие открыли для себя это имя после того, как оно появилось в титрах фильма Андрея Тарковского «Сталкер», в съемках которого Сафиуллин участвовал в качестве декоратора. Встреча с великим режиссером, безусловно, оставила глубокую зарубку в памяти, но, увы, не стала судьбоносной для художника. Пусть ярким, но тоже всего лишь эпизодом в его жизни была и работа в театре, в частности, в качестве главного художника Казанского ТЮЗа. А вот Свияжск (еще прежний, не закатанный в асфальт) на несколько десятилетий стал для Рашита Сафиуллина основным источником и средой вдохновения.
Впервые он появился на острове в 1976 году – сначала приезжал в отпуск и снимал комнату, позже купил здесь дом и обустроил мастерскую. Жил подолгу, почти постоянно. В Свияжске к тому времени образовалась целая «колония» художников (так они сами себя называли), которых так же неодолимо тянуло сюда. И Сафиуллина среди них отличало то, что как художника его гораздо больше, чем красивые речные виды и древние храмы, интересовали сами жители острова. Его любимые персонажи – мужички с помятыми лицами и судьбами, колоритные старушки, мальчишки с удочками… При этом он не был бытописателем, почти каждая его работа – это своего рода притча, иногда восходящая к библейским сюжетам и смыслам, иногда пронизанная ядреным народным юмором. «Необычное, странное состояние: кажется, уже все, Свияжск в печенках сидит, но он уже в подсознании, от него не спрятаться, не убежать…», – признавался художник.
Рашит САФИУЛЛИН, художник:
Перед моей беседкой река Свияга и остров Татариха. Вечером гости собрались на посиделки. После ужина начинается космическое представление, как у ежика в тумане, можно посчитать звезды, а когда звездопад, загадать желание. Чтобы все было долго-долго, как сейчас. Вот, еще звездочка упала. Успел?..
А в последние годы он успешно работал в технике горячей эмали на медных пластинах, которая известна с древних времен как финифть. Первые опыты художника были связаны с желанием воспроизвести в этой технике свои живописные и графические работы. Но постепенно рождались новые сюжеты и образы, воплощенные в тонкой, требующей кропотливого труда технике. Образ Свияжска в работах художника предстает очень емким и часто контрастным. Здесь есть и полные горечи размышления о нашем беспамятстве, и жизнеутверждающее, радостное восприятие бытия.
Впечатляет и панорама города, выполненная Рашитом Сафиуллиным в форме анимированного панно для Музея археологического дерева «Татарская слободка». Это образ Свияжска XVI–XVII веков, воссозданный отчасти по материалам археологических раскопок, отчасти воображением художника.
В фондах музея-заповедника «Остров-град Свияжск» хранится около 60 произведений Рашита Сафиуллина. Часть из них еще при его жизни входила в постоянную экспозицию художественной галереи музея-заповедника, другая участвует в передвижных выставках.
Кстати, одна из них – «Свияжская финифть» открылась в память о художнике 16 февраля в Йошкар-Оле. В обновленную экспозицию свияжской галереи войдут работы по эмали и картины художника, которые ранее не выставлялись. Они отражают почти сорокалетнюю историю острова-града и его обитателей. Разумеется, это ни в малейшей степени не документальная летопись, а своего рода сон о Свияжске (увы, так и не досмотренный автором до конца), позволяющий зрителям погрузиться в совершенно необычную атмосферу, которая царила на маленьком острове до того, как здесь стал усиленно наводиться туристический глянец.