1

Недооценивать ситуацию нельзя

 

24 февраля Президент России, Верховный Главнокомандующий Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции по защите Донбасса и вводе войск в Донецкую и Луганскую народные республики. Ранее Россия признала их независимость. В ответ на это западные страны ввели беспрецедентные экономические санкции против России. «РТ» попросила татарстанских экспертов оценить происходящее.

 

Соципотека: ставка останется на уровне семи процентов

 

Олег МОРОЗОВ, председатель Комитета Госдумы по контролю:

– Это очень важный сигнал, который дают сегодня ведомства Республики Татарстан гражданам в части финансирования через систему ипотеки жилищного строительства и приобретения жилья. Дело в том, что на рынке жилья после того, как изменился курс рубля, после того, как была повышена ключевая ставка ЦБ, подорожали кредиты, многие испытали информационный шок, не понимая, а как же тогда будет финансироваться жилищное строительство, как будут решаться жилищные проблемы.

И то, что сегодня ставка по социальной ипотеке сохраняется на уровне семи процентов, и то, что первоначальный взнос по соц­ипотеке будет сохранён на уровне десяти процентов от стоимости жилья, – это, безусловно, позитивный сигнал, который даёт Госжилфонд РТ жителям республики.

 

Проверяйте информацию на достоверность

 

Зоя СИЛАЕВА, доцент кафедры религиоведения Казанского федерального университета, член Российской ассоциации политических наук:

– Сегодня мы имеем дело с массированной информационной войной – полноценным конфликтом между государствами, в котором столкновение сторон происходит в форме информационных операций с применением соответствующего оружия. Недооценивать последствия не стоит.

Основная цель информационной войны – оказать воздействие на систему знаний и представлений противника, сломить его волю к сопротивлению, подчинить его сознание своей власти, то есть вывести его из равновесия и побудить к немедленному совершению спонтанных, неосознанных и необдуманных действий в интересах тех, кто такую войну развязал. Для этого целенаправленно используют воздействие на болевые точки людей, предварительно выявив уязвимости в их психоэмоциональном состоянии и поведении, определив их недовольство, вызванное, как правило, реальным или мнимым неудовлетворением их потребностей или нереализацией их интересов. Это позволяет либо «раскачать», либо дезориентировать население противника и использовать его для достижения своих целей.

Структурно информационная война представляет собой последовательные информационные вбросы, разделённые периодами информационной тишины и согласованные по времени, целям, задачам и объектам воздействия. Вбросы, как правило, идут по значимым для объекта воздействия каналам, выбор которых зависит от того, на кого они направлены. Такая структура необходима для эффективного воздействия на сознание человека, чтобы заставить его действовать в рамках того сценария, который был разработан противником. При этом благодаря целенаправленно сконструированным информационным потокам у человека создаётся иллюзия, что он сам принимает решение, хотя это далеко не всегда соответствует реальности.

Необходимо научиться предупреждать развитие информационных войн и противостоять им, не позволяя углубиться, что является в современных условиях трудной задачей, решать которую должны не только спецслужбы, но и каждый из нас ради своей безопасности и своего спокойствия.

Главное – не лениться тратить время на проверку информации, отвечая себе на вопросы: кто и для чего выдаёт её, есть ли доказательства, которые являются неопровержимыми и подлинность которых можно самостоятельно проверить.

 

Обеспечим устойчивое развитие региона

 

Альберт БИКМУЛЛИН, президент Академии информатизации Татар­стана:

– В новых условиях нам необходимо устойчивое развитие региона. Недавний указ Президента РФ о дополнительных функциях глав субъектов РФ позволяет им принимать гибкие решения по поддержке граждан и наиболее важных сфер исходя из реального положения дел. Вместо отраслевой специализации, жёстко планируемых инвестиционных и бюджетно-финансовых процессов появляется возможность выбора экономической структуры, способной обеспечить надёжное положение региона и принять исчерпывающие меры по обеспечению его социально-экономической стабильности.

Всё это поможет обеспечить переход от региональной статистики к региональному мониторингу с использованием со­временной информационной базы для системного анализа и конт­роля социально-экономической, политической ситуации. Это позволяет нивелировать негативные влияния внутренних и внешних факторов, а также трансформировать такого рода изменения в региональные конкурентные преимущества при условии сбалансированного развития экономической и социальной системы региона.

Многое в этом направлении в Татарстане делается. Во-первых, создан оперативный штаб во главе с Президентом. В его состав включены специалисты и руководители общественных организаций – с целью выявления наиболее значимых причин возникновения угроз экономической стабильности.

Во-вторых, следует выработать наиболее значимые факторы этих угроз и определить группы показателей, характеризующих устойчивое развитие региона. В-третьих, нужно выработать предложения по формированию нового механизма контрольной деятельности в Татарстане, основанного на упорядочении функций субъектов контроля, разделении сфер их ответственности.

В-четвёртых, необходимо разработать алгоритм мониторинга социально-экономических процессов и создать информационный механизм контрольной деятельности в республике на основе межведомственной кооперации.

В-пятых, надо выявить пути повышения производительности труда и роста объёма производства товаров, а также увеличения оплаты труда, которые позволяют повысить спрос на товары на внутреннем рынке.