Нечаянная встреча с шедевром

В эти дни в Набережночелнинской картинной галерее можно увидеть подлинного Рубенса.

Автор статьи: Александра ДАШИНА

Фото: vk.com

В эти дни в Набережночелнинской картинной галерее можно увидеть подлинного Рубенса.

 

Рубенс

 

Картина великого фламандца «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» стала главным украшением передвижного музейно-выставочного проекта «Питер Пауль Рубенс и его время» и «Жизнь Марии Медичи. Гравюры по оригиналам Рубенса» из собрания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств (Свердловская область).

 

Основную часть экспозиции составляют листы печатной графики, уникальной коллекцией которой славится Ирбитский музей. Представленные на выставке гравюры воспроизводят знаменитые живописные полотна и графические работы Рубенса на библейские и мифологические сюжеты. Среди них есть также портреты, жанровые сцены. Многие экспонаты принадлежат к числу художественных редкостей, их не увидишь ни в одном музейном собрании нашей страны. А главная сенсация выставки, как уже сказано, это подлинный Рубенс. Картина «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» написана художником в 1618–1620 годах при участии двух других выдающихся фламандцев – Антониса Ван Дейка и Якоба Йорданса. В это время они ходили в подмастерьях у Рубенса и тоже приложили руку к двухметровому полотну. С тех пор минуло четыреста лет, этой дате и посвящается проект «Питер Пауль Рубенс и его время».

Уникальное собрание представил челнинцам директор Ирбитского музея изобразительных искусств Валерий Карпов. По его словам, в нашей стране картинами Рубенса могут похвастаться только три музея – Эрмитаж, ГМИИ им. А.Пушкина в Москве и музей в Ирбите. Каким же образом шедевр знаменитого фламандца оказался за Уральским хребтом?


Ирбитский музей – единственный, где отваживаются включать подлинного Рубенса в состав передвижных выставок. Но, по словам Валерия Карпова, челнинцы, возможно, последние, кому выпала такая удача 


 

До революции картина находилась в частном собрании петербургского профессора, врача А.Якобсона. В начале 1930-х годов она поступила в Государственный Эрмитаж как копия с оригинала Рубенса и более 40 лет пролежала в запасниках. В 1976 году полотно было передано в дар Ирбитскому музею, где тогда формировалась коллекция западноевропейской живописи.
Состояние картины было плачевным, и далеко не сразу нашёлся специалист, который взялся за её реставрацию. А после того как с полотна было снято четыре слоя потемневшего лака, открылась подлинная, тонкая, красивая по колориту авторская живопись. Тогда-то и появилась догадка, что это не копия с Рубенса, а подлинник. В 2013 году после тщательной экспертизы принадлежность картины кисти великого фламандца подтвердили и в Эрмитаже.

На открытии выставки в Набережных Челнах Валерий Карпов в очередной раз поведал эту историю со счастливым концом. Кстати, в своё время он первым обратил внимание на особую манеру автора картины, ведь именно Рубенс как никто славился умением создавать эффект живых глаз, наполненных слезами…

Ирбитский музей – единственный, где отваживаются включать подлинного Рубенса в состав передвижных выставок. Но, по словам Валерия Карпова, челнинцы, возможно, последние, кому выпала такая удача. Скорее всего, после завершения выставки в Татарстане шедевр уже никогда не покинет стены уральского музея.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще