Небо становится ближе

В столице Татарстана состоялся авиационный праздник «Я выбираю небо»

Выходные порадовали казанцев и гостей города фееричным зрелищем, организованным республиканским Минпромторгом и «Казанской ярмаркой» при поддержке Минобороны и ДОСААФ.

Автор статьи: Антон ШАБАРДИН

Фото: Маргарита Гафурова, “РТ”; 1polet.ru; strizhy.ru

стрижи

 

 

Выходные порадовали казанцев и гостей города фееричным зрелищем, организованным республиканским Минпромторгом и «Казанской ярмаркой» при поддержке Минобороны и ДОСААФ. 25 июля в столице Татарстана состоялся авиационный праздник «Я выбираю небо», приуроченный ко Дню воздушного флота и столетию ТАССР.

 

ОТ ПАРАШЮТИСТОВ ДО «СТРАТЕГОВ»

Ровно в три часа дня в небе над «Чашей» (Центром семьи «Казан») появился Ан-2 с праздничным десантом. Под аплодисменты публики парашютисты с флагами России, Татарстана, Казани, ВВС и ВДВ чётко приземлялись на огороженный пятачок.

На земле народ выстраивался в очередь к интерактивным экспозициям предприятий авиапрома, беседовал с авиамоделистами, толпился возле площадки, где под рёв моторов (в данном случае мотоциклетных) и дым от резины выступали байкеры. В небе в первой части программы можно было увидеть парные полёты заслуженных ветеранов Як-12, американцев Cessna, сельскохозяйственных самолётов казанской фирмы МВЕН, а также польскую «Вильгу» («Иволгу»), буксирующую планер.

Немало восторгов вызвали машины Казанского вертолётного завода – многоцелевой «Ансат» и одна из современных модификаций нашего знаменитого Ми-8. Оказывается, и винтокрылам не чужда воздушная акробатика!

Кульминационная часть шоу, как и в прежние годы, началась с пролёта бомбардировщиков-ракетоносцев: турбовинтового Ту-95МС и сверхзвуковых Ту-160 и Ту-22М3. Последние два типа выпускались в столице республики и в настоящее время проходят модернизацию на Казанском авиазаводе им. Горбунова – филиале ПАО «Туполев».

 

«ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ» ПРОШЁЛ УСПЕШНО

После «стратегов» над акваторией Казанки между мостом «Миллениум» и Кремлёвской дамбой появилась подмосковная пилотажная группа «Первый полёт». Своё выступление она предварила дымовыми надписями «100 лет ТАССР» и «Я выбираю небо!», выполненными с помощью установленных на самолётах «небесных принтеров». Мы же предварим дальнейшее повествование беседой, которая состоялась у нас на аэродроме «Куркачи».

 

 

2B2A6905

 

– В Казани мы в своё время проходили переподготовку в учебном центре «Авиатор», но выступаем здесь впервые, – рассказал нам руководитель группы «Первый полёт» Дмитрий Самохвалов. – В год, когда ваша республика отмечает вековой юбилей, а нам исполнилось десять лет, надеемся показать публике свои возможности.

Отметим, что это единственная в России пилотажная группа, выступающая на поршневых самолётах. В её составе – мастера спорта международного класса, победители престижных соревнований. Дмитрий, к примеру, в 2017-м стал чемпионом Европы. Его коллега Антон Беркутов, абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу на Як-52, участвовал также в чемпионате Red Bull Air Race, проходившем два предыдущих года в Казани. Но авиагонкам предпочёл прежнюю дисциплину.

– Для нас в первую очередь интересна не скорость, а красота фигуры, точность исполнения, – отмечает руководитель группы.

Заинтересовало всё это, конечно, и зрителей, с восторгом наблюдавших и за «пропеллером», когда два самолёта вращаются вокруг третьего, и за «короной», когда четыре самолёта сначала рисуют её зубцы, эффектно уходя вверх и в стороны, а затем дорисовывают основание. Дух захватывало от сольных пируэтов Ирины Марковой на пилотажном Як-54 на пределе возможностей самолёта и человека. С этой хрупкой на вид женщиной нам тоже удалось побеседовать перед стартом.

 

 

BF6I9473

 

– Друзья шутят, что летать я начала с ясельной группы детского сада, – улыбается Ирина. – И действительно, вся моя жизнь связана с полётами, и семья у меня авиационная, муж – пилот-инструктор, вместе мы с момента знакомства в аэроклубе ДОСААФ.

Ставшая мастером спорта ещё в СССР, она до сих пор помнит дату и ощущения от первого самостоятельного полёта в Красноярском аэроклубе в 1985 году. Как и первую любовь, этот восторг трудно с чем-то сравнить. Ну а самым «неприятным» случаем, как выразилась Ирина, стала ночная посадка на Як-54, в принципе не приспособленном к ночным полётам, во время «визита вежливости» во Францию.

– Нам неправильно рассчитали время вылета, и к аэродрому, считавшемуся сложным даже в дневных условиях, мы подошли тремя бортами практически в темноте. Помимо очень короткой, узкой, да ещё и наклонной полосы, здесь не было освещения. Спасибо, техники догадались поставить свои машины с включёнными фарами в начале и в конце полосы…

 

Aerodrome FINAM (Big Gryzlovo) is a small aviation airfield, which refers to the landing site of general aviation (AON) and maintains the aircraft with the landing of up to 10t. The airfield is located on the southeastern outskirts of large n. Gryzlovo (Serpukhov district, Moscow region). Has the same name with the village's name and four-letter ICAO code: "UUDG / UUDG». Equipped with two parallel runways (artificial and natural soil) with a magnetic course of takeoff and landing 010 ° / 190 °. Equipped with means of VHF radio communications, meteorological support, navigation and landing. The airfield has marked the day and night (lighting equipment based on low-intensity fires). Approved for use at night in visual flight rules. Fly to us can be on your own or rented aircraft. Designated parking of aircraft, hangars and aviation infrastructure are labeled, are under video surveillance and round the clock security. The airfield is structurally included in the Moscow air zone (class «G»), has its own supply of aviation fuel, fueling stations, points of meals and hotel. Qualified experts will assist in the maintenance of your aircraft and crew to prepare for flight on navigating the claimed route. Geographical coordinates (WGS-84): Latitude: C54 º 47.142 ¢ longitude: v037 º 38.807 ¢ The absolute height of the airfield: 236 m. Works day and night in simple (visual) weather conditions at a frequency of 124.100 MHz, callsign "DROP - START". Established work schedule: daily, including weekends and holidays. In the night-time - by prior arrangement with management. Provides reception and maintenance of transit of aircraft using the airfield as a backup (without consent).

 

«СТРИЖИ»: ЭЛИТА ВВС

Сорвав аплодисменты двумя фигурами в виде сердца на встречном пилотаже, «Первый полёт» уступил небо военным лётчикам. В арсенале всемирно известных «Стрижей» – три десятка фигур группового и сольного высшего пилотажа, различные порядки лётного строя, показанные у нас и за рубежом. Впрочем, многих казанцев интересует не только внешняя красота, приправленная громоподобным гулом двигателей. Что за люди в кабинах МиГ-29 в цветах российского триколора?

Сразу отметим, что речь идёт об элите военно-воздушных сил: минимальные требования – лётчик первого класса с тысячью часов налёта и положительной характеристикой. Впрочем, и среди них конкурс огромный.

 

Дмитрий-КОСОРУКОВ

 

Командир звена гвардии майор Дмитрий Косоруков  – один из тех, кому посчастливилось попасть в лётный состав «Стрижей» в 2010 году. Впрочем, надо понимать, что речь идёт не о везении, а в первую очередь об упорном труде, лётной подготовке вкупе с природными способностями человека и большим желанием добиться поставленной цели.

– То, что я надену погоны, предопределила, наверное, семья – отец у меня военнослужащий. Но он танкист, а я, несмотря на это, с детства мечтал быть лётчиком, – рассказал «РТ» Дмитрий.

 

стрижи2

 

Первоначальную лётную подготовку он получил в Челябинске, где родился и куда семья военного вернулась, побывав в Белоруссии и на Дальнем Востоке. Затем окончил Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков. Служил лётчиком-инструктором в городе Котельниково, обучал курсантов на самолёте Л-39. А когда понял, что может достичь чего-то большего, написал рапорт на зачисление в пилотажную группу «Стрижи».

– Отбор, конечно, пройти непросто, но самое главное, на мой взгляд, – это желание. Желание развиваться, стать лучшим в своей профессии, плюс человеческие качества. В группе мы все живём как одна семья, тесно взаимодействуя и в личном плане, и в пилотажном строю. Если есть всё вышеперечисленное, то при целенаправленной работе на подготовку лётчика-пилотажника уходит около двух лет.

 

 

Даже неоднократно присутствуя на выступлениях «Стрижей», не перестаёшь удивляться их великолепной слётанности. При групповом пилотаже расстояние между истребителями может не превышать метра, а это значит, что от лётчиков требуется нечто большее, чем виртуозное владение техникой. Они должны буквально читать мысли друг друга. Как иначе выполнить, скажем,  фигуру «зеркало», когда один самолёт совершает эволюции в условно горизонтальном полёте, а другой «отражает» его движения в перевёрнутом положении? Многие из тех, кто понимает, о чём идёт речь, смотрели эту часть программы с нескрываемым волнением. Но пилоты и их боевые машины оказались во всех смыслах на высоте.

…Когда смолк гул турбин, над «Чашей» вновь появился Ан-2 с парашютистами. Трогательно было видеть, как семья одного из них наблюдала за приземлением. Младший брат готов был броситься к старшему и даже перебрался через металлическое ограждение, да постеснялся строгой тётеньки в форме. Но небом, судя по восторгу в глазах, точно «заболел».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще