Выходные порадовали казанцев и гостей города фееричным зрелищем, организованным республиканским Минпромторгом и «Казанской ярмаркой» при поддержке Минобороны и ДОСААФ. 25 июля в столице Татарстана состоялся авиационный праздник «Я выбираю небо», приуроченный ко Дню воздушного флота и столетию ТАССР.
ОТ ПАРАШЮТИСТОВ ДО «СТРАТЕГОВ»
Ровно в три часа дня в небе над «Чашей» (Центром семьи «Казан») появился Ан-2 с праздничным десантом. Под аплодисменты публики парашютисты с флагами России, Татарстана, Казани, ВВС и ВДВ чётко приземлялись на огороженный пятачок.
На земле народ выстраивался в очередь к интерактивным экспозициям предприятий авиапрома, беседовал с авиамоделистами, толпился возле площадки, где под рёв моторов (в данном случае мотоциклетных) и дым от резины выступали байкеры. В небе в первой части программы можно было увидеть парные полёты заслуженных ветеранов Як-12, американцев Cessna, сельскохозяйственных самолётов казанской фирмы МВЕН, а также польскую «Вильгу» («Иволгу»), буксирующую планер.
Немало восторгов вызвали машины Казанского вертолётного завода – многоцелевой «Ансат» и одна из современных модификаций нашего знаменитого Ми-8. Оказывается, и винтокрылам не чужда воздушная акробатика!
Кульминационная часть шоу, как и в прежние годы, началась с пролёта бомбардировщиков-ракетоносцев: турбовинтового Ту-95МС и сверхзвуковых Ту-160 и Ту-22М3. Последние два типа выпускались в столице республики и в настоящее время проходят модернизацию на Казанском авиазаводе им. Горбунова – филиале ПАО «Туполев».
«ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ» ПРОШЁЛ УСПЕШНО
После «стратегов» над акваторией Казанки между мостом «Миллениум» и Кремлёвской дамбой появилась подмосковная пилотажная группа «Первый полёт». Своё выступление она предварила дымовыми надписями «100 лет ТАССР» и «Я выбираю небо!», выполненными с помощью установленных на самолётах «небесных принтеров». Мы же предварим дальнейшее повествование беседой, которая состоялась у нас на аэродроме «Куркачи».
– В Казани мы в своё время проходили переподготовку в учебном центре «Авиатор», но выступаем здесь впервые, – рассказал нам руководитель группы «Первый полёт» Дмитрий Самохвалов. – В год, когда ваша республика отмечает вековой юбилей, а нам исполнилось десять лет, надеемся показать публике свои возможности.
Отметим, что это единственная в России пилотажная группа, выступающая на поршневых самолётах. В её составе – мастера спорта международного класса, победители престижных соревнований. Дмитрий, к примеру, в 2017-м стал чемпионом Европы. Его коллега Антон Беркутов, абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу на Як-52, участвовал также в чемпионате Red Bull Air Race, проходившем два предыдущих года в Казани. Но авиагонкам предпочёл прежнюю дисциплину.
– Для нас в первую очередь интересна не скорость, а красота фигуры, точность исполнения, – отмечает руководитель группы.
Заинтересовало всё это, конечно, и зрителей, с восторгом наблюдавших и за «пропеллером», когда два самолёта вращаются вокруг третьего, и за «короной», когда четыре самолёта сначала рисуют её зубцы, эффектно уходя вверх и в стороны, а затем дорисовывают основание. Дух захватывало от сольных пируэтов Ирины Марковой на пилотажном Як-54 на пределе возможностей самолёта и человека. С этой хрупкой на вид женщиной нам тоже удалось побеседовать перед стартом.
– Друзья шутят, что летать я начала с ясельной группы детского сада, – улыбается Ирина. – И действительно, вся моя жизнь связана с полётами, и семья у меня авиационная, муж – пилот-инструктор, вместе мы с момента знакомства в аэроклубе ДОСААФ.
Ставшая мастером спорта ещё в СССР, она до сих пор помнит дату и ощущения от первого самостоятельного полёта в Красноярском аэроклубе в 1985 году. Как и первую любовь, этот восторг трудно с чем-то сравнить. Ну а самым «неприятным» случаем, как выразилась Ирина, стала ночная посадка на Як-54, в принципе не приспособленном к ночным полётам, во время «визита вежливости» во Францию.
– Нам неправильно рассчитали время вылета, и к аэродрому, считавшемуся сложным даже в дневных условиях, мы подошли тремя бортами практически в темноте. Помимо очень короткой, узкой, да ещё и наклонной полосы, здесь не было освещения. Спасибо, техники догадались поставить свои машины с включёнными фарами в начале и в конце полосы…
«СТРИЖИ»: ЭЛИТА ВВС
Сорвав аплодисменты двумя фигурами в виде сердца на встречном пилотаже, «Первый полёт» уступил небо военным лётчикам. В арсенале всемирно известных «Стрижей» – три десятка фигур группового и сольного высшего пилотажа, различные порядки лётного строя, показанные у нас и за рубежом. Впрочем, многих казанцев интересует не только внешняя красота, приправленная громоподобным гулом двигателей. Что за люди в кабинах МиГ-29 в цветах российского триколора?
Сразу отметим, что речь идёт об элите военно-воздушных сил: минимальные требования – лётчик первого класса с тысячью часов налёта и положительной характеристикой. Впрочем, и среди них конкурс огромный.
Командир звена гвардии майор Дмитрий Косоруков – один из тех, кому посчастливилось попасть в лётный состав «Стрижей» в 2010 году. Впрочем, надо понимать, что речь идёт не о везении, а в первую очередь об упорном труде, лётной подготовке вкупе с природными способностями человека и большим желанием добиться поставленной цели.
– То, что я надену погоны, предопределила, наверное, семья – отец у меня военнослужащий. Но он танкист, а я, несмотря на это, с детства мечтал быть лётчиком, – рассказал «РТ» Дмитрий.
Первоначальную лётную подготовку он получил в Челябинске, где родился и куда семья военного вернулась, побывав в Белоруссии и на Дальнем Востоке. Затем окончил Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков. Служил лётчиком-инструктором в городе Котельниково, обучал курсантов на самолёте Л-39. А когда понял, что может достичь чего-то большего, написал рапорт на зачисление в пилотажную группу «Стрижи».
– Отбор, конечно, пройти непросто, но самое главное, на мой взгляд, – это желание. Желание развиваться, стать лучшим в своей профессии, плюс человеческие качества. В группе мы все живём как одна семья, тесно взаимодействуя и в личном плане, и в пилотажном строю. Если есть всё вышеперечисленное, то при целенаправленной работе на подготовку лётчика-пилотажника уходит около двух лет.
Даже неоднократно присутствуя на выступлениях «Стрижей», не перестаёшь удивляться их великолепной слётанности. При групповом пилотаже расстояние между истребителями может не превышать метра, а это значит, что от лётчиков требуется нечто большее, чем виртуозное владение техникой. Они должны буквально читать мысли друг друга. Как иначе выполнить, скажем, фигуру «зеркало», когда один самолёт совершает эволюции в условно горизонтальном полёте, а другой «отражает» его движения в перевёрнутом положении? Многие из тех, кто понимает, о чём идёт речь, смотрели эту часть программы с нескрываемым волнением. Но пилоты и их боевые машины оказались во всех смыслах на высоте.
…Когда смолк гул турбин, над «Чашей» вновь появился Ан-2 с парашютистами. Трогательно было видеть, как семья одного из них наблюдала за приземлением. Младший брат готов был броситься к старшему и даже перебрался через металлическое ограждение, да постеснялся строгой тётеньки в форме. Но небом, судя по восторгу в глазах, точно «заболел».