1

Не теряйте корни

 

 

Что можно сшить из лоскутков? Первое, что приходит в голову, – это одеяло. Но в умелых руках обрезки ткани способны пре­вратиться в настоящие шедевры. Мас­тера из разных стран, используя один из технологических приёмов лоскутного шитья – ­лоскутную аппликацию, создают чудесные картины. Картины­панно одного из ведущих художников республики в области декоративно-­прикладного искусства Наили Галявиевой из Казани уникальны как техникой исполнения, так и наполненностью национальным колоритом.

 

Наиля Аминовна окончила педагогическое отделение Казанского художественного училища и художественно-графический факультет Чувашского пединститута. С 2006 года передаёт свой опыт студентам кафедры «Дизайн» при Казанском национальном исследовательском технологическом университете (КНИТУ), занимает должность доцента. кроме педагогической работы, активно увлекается творчеством.

Её работы, выполненные в необычной манере – объёмная аппликация плюс грунтованный текстиль, посвящены татарским сказкам, национальным праздникам и обычаям. Очень достоверно и колоритно передан деревенский быт. Вызывает доб­рую улыбку панно «У колодца». Почти каждый живший или гостивший в деревне мог наблюдать такую картину: две соседки пошли по воду да заболтались, не обращая внимания на то, что в их вёдрах уже давно радостно полощут головы подошедшие гуси. Так же колоритны картины со сценками из деревенской жизни: «Хлопотливое хозяйство», «Играй, гармонь», «Чаепитие», «Галоши», «Розыгрыш», «Звёз­дочки», «Сирота», «В бане», «Бабушкин гостинец», «Ночной дозор» и другие. В этих работах достоверны каждая деталь костюма персонажей, интерьеры дома, орнаменты, чем восхищаются и посетители выставок, и маститые знатоки татарского декоративно-прикладного искусства. Художественное образование позволяет автору создавать живые, колоритные и даже иной раз узнаваемые лица персонажей – ведь такие типажи встречаются в каждой деревне.

 

 

«Моё детство связано с селом Большой Куюк Высокогорского района, так что я знаю быт деревенских людей не понаслышке, – рассказывает Наиля Аминовна. – Идеи моих панно не придуманы, ведь я сама была участником тех или иных событий или наблюдала за ними. Уже первая моя персональная выставка «Тепло родного дома» получила добрый отклик у зрителей. Ведь многие люди, как простые, так и ставшие известными, каникулы в детстве проводили у бабушек и дедушек, а некоторые и выросли в деревне. Название выставки взято из отзыва первого Президента нашей республики Минтимера Шаймиева о моих работах, которому я подарила панно «Колыбельная». Оно вызвало у него тёплые воспоминания о родной деревне в Актанышском районе, о маме и бабушке, до боли знакомом убранстве дома».

В своё время творчеством Наили Аминовны восхищался и заслуженный деятель искусств республики, народный поэт Татарстана, лауреат Государственной премии им. Г.Тукая Роберт Миннуллин: «Меня удивляют её неожиданные весёлые сюжеты из деревенской жизни, милые народные образы – озорные деревенские старики, обаятельные старушки, не­угомонные мальчишки и девчонки. Картины Наили Галявиевой интересные, неожиданные, добрые, тёплые, домашние. Они  глубоко самобытные, этнографические, выполненные в народных художественных традициях. Когда смотрю на картины Наили, я каждый раз мысленно возвращаюсь в своё далёкое детство. А мне там всегда уютно, хорошо и тепло…» Более того, Роберт Миннуллин, вдохновившись работами Наили Галявиевой, написал семнадцать стихотворений, которые впоследствии вошли в сборник «Озорники». Сейчас на выставках работы Наили Аминовны дополняются стихами народного поэта.

 

 

Помимо Татарстана, работы Галявиевой выставлялись во Франции, Германии, а также в Екатеринбурге, Челябинске, Москве, Нижнем Новгороде, Саранске, Чебоксарах. «Я хочу, чтобы молодые люди, которые придут посмотреть на мои работы, отогрелись сердцем и встали на защиту деревень, ведь это наша память, – делится мастер. – Не будет деревни – исчезнут традиции, язык, песни. Свои корни терять нельзя».