Невнимание родителей дорого обходится их детям
Республиканская специальная общеобразовательная школа имени Н.А.Галлямова, что в казанском посёлке Левченко, – это учебное заведение закрытого типа, где учатся дети от 11 до 18 лет. Это те подростки, которых раньше принято было называть трудными. Теперь говорят – с девиантным поведением. А откуда берётся это самое трудное, девиантное поведение? На что нужно обращать внимание родителям ребёнка и другим окружающим людям, чтобы его не допустить?
Об этом мы говорили с директором школы Дмитрием Кладовым.
– Дмитрий Юрьевич, сегодня много говорят, что надо вести профилактику безнадзорности детей. Ведь именно безнадзорность и становится причиной девиантного поведения…
– Вообще, девиантность – это то, что отклоняется от общепринятых норм. Она бывает и со знаком плюс, ведь дети-вундеркинды – это тоже своего рода девианты. Но наши воспитанники – это, конечно, те, кто попадает к нам по решению суда по причине своего плохого поведения: за бродяжничество, воровство, другие преступления.
И тут действительно безнадзорность играет большую роль. Больше девяноста процентов ребят в нашей школе – из социально неблагополучных семей. Если родители ведут асоциальный образ жизни, пьют, дети часто оказываются в таких условиях, когда просто вынуждены подворовывать. Если ребёнок голодает, он пойдёт и украдёт. И не будет считать это преступлением. Он же есть хочет!
И всё же нельзя однозначно сказать, почему именно ребёнок начинает себя плохо вести. Тут играет роль совокупность факторов. Бывает ведь и так, что на поведение влияют болезнь, какие-то умственные отклонения. И иногда только медики могут чётко определить, нужно ребёнка отправлять в заведение типа нашей школы или на лечение. Хотя порой случается так, что точный диагноз о задержке развития подростку ставят только когда он уже находится у нас.
– Неприятные истории случаются и со здоровыми подростками из благополучных семей…
– Там, как правило, это происходит от недостатка внимания со стороны родителей. Да, они заботятся о благосостоянии семьи, много работают, уходят рано, приходят поздно… Но ребёнка при этом или бросают на бабушек, или дают ему какой-нибудь дорогой гаджет – сиди, играй… В итоге он предоставлен сам себе, может попасть под дурное влияние в интернете, который доступен ему через этот гаджет, а может и оказаться на улице, где немало неблагополучных, даже криминальных сверстников.
Чтобы такого не случилось, с ребёнком надо постоянно общаться. Пусть он всегда будет в поле вашего зрения. Родители должны первыми понять, что происходит что-то не то, именно они должны в первую очередь бить тревогу, а не комиссия по делам несовершеннолетних.
– На что родителям необходимо обращать внимание?
– Надо смотреть, с кем ребёнок общается и в каких сетях сидит. Надо стараться его чем-то заинтересовать, загрузить полезными занятиями. Если возникают трудности в общении с ребёнком, проконсультируйтесь с психологами. Можете обратиться к нам – у нас педагоги и психологи очень сильные и готовы консультировать.
В общем, родители не должны перекладывать свои обязанности на школу. Но и общество со своей стороны должно обратить внимание на проблемы доступности детского образовательного процесса. В советские времена для школьников действовало много разных кружков, секций, все они были бесплатными, доступными. Сейчас родители порой не в состоянии оплачивать детские тренировки, покупать форму, амуницию… Нужно, чтобы и кружки технического творчества были доступны подросткам, и в спортивных секциях имелись какие-то социальные группы.
С ребёнком надо постоянно общаться. Пусть он всегда будет в поле вашего зрения. Родители должны первыми понять, что происходит что-то не то, именно они должны в первую очередь бить тревогу, а не комиссия по делам несовершеннолетних
– Если мы говорим о психологах – на должном ли уровне у нас сейчас работают психологические службы?
– Имелся определённый провал в этой сфере ещё несколько лет назад. В школах не было ни психологов, ни социальных педагогов. Сейчас ситуация исправляется. В районах открываются социально-психологические центры, в Казани работает Республиканский центр социально-психологической службы «Росток», куда в любой момент могут прийти родители, опекуны, и им помогут.
– Из вашего опыта: каковы наиболее действенные методы работы с трудными подростками?
– Очень хорошо воздействует на парней (а в нашей школе учатся только мальчики) военно-патриотическое воспитание. Им нравится ездить на сборы, жить в палатках. Наши воспитанники с удовольствием ездят в летний полевой лагерь в Куркачах, где с ними занимаются десантники, бойцы отряда специального назначения. Вообще, из наших ребят получаются очень хорошие спортсмены, военные. Многие, отслужив потом срочную службу, остаются служить в армии по контракту.
Большое внимание уделяем трудовому воспитанию. У нас обязательна каждый день работа в мастерских. Столярная мастерская, резьба по дереву, глиняная игрушка, мягкая игрушка…
– Ваши мальчишки делают мягкие игрушки?
– Да. А ещё они у нас практически все умеют вязать крючком, вышивать бисером. Кропотливый мелкий труд – это же моторика рук, это успокаивает, заставляет мозги по-другому работать. Вязание и вышивание организуют, заставляют упорно трудиться. У нас многие умеют шить на машинке, и им нравится, шьют подарки для близких.
Конечно, важную роль играют и творческие занятия. В нашей школе есть свой музыкальный кружок «Мальчишник». Гитары, барабаны, танцуют, поют… В театральном кружке парни и женские роли играют. Как во времена Шекспира, когда актёрами были исключительно мужчины.
– Можете назвать своих выпускников, кем вы особенно гордитесь?
– Самая большая наша гордость – воспитанник, который сейчас сам работает у нас педагогом. Он был сиротой, попал к нам по постановлению суда в одиннадцать лет. В его квартире бомжи костры жгли на полу. Мы подключили все службы, чтобы отстоять для него это жильё, оплатили многотысячный долг по квартплате, оставшийся от родителей, потом сделали в этой квартире ремонт до его совершеннолетия.
Парня к нам направили на три года, потом он сам попросил суд оставить его здесь ещё на два года. Потом окончил Арский педагогический колледж и пришёл к нам педагогом-воспитателем. Говорит, что нашёл себя. И это, конечно, безумно радует. Значит, не зря мы работаем.