Жители пестречинского села Белкино выступают против закрытия местной школы
В основной (девятилетней) школе села Белкино Пестречинского района учатся (точнее, до недавнего времени учились) 26 детей. В этом году постановлением исполкома Пестречинского муниципального района школу решено было реорганизовать – оставить только начальные классы (там учатся семеро детишек), а учеников 5–9-х классов перевести в среднюю школу села Ленино-Кокушкино, что в 18 километрах, открыв для этого новый школьный автобусный маршрут.
В принципе, в этом решении нет ничего необычного – реорганизация малокомплектных школ в республике идет полным ходом уже не первый год. Но белкинцы с такой постановкой вопроса не согласны категорически. За последние три месяца со своей просьбой оставить селу основную школу они уже обращались к главе Пестречинского района, в республиканское и федеральное министерства образования и науки, писали письма республикан-
ским уполномоченным по правам человека и правам ребенка, в республиканскую прокуратуру, в еще более высокие инстанции… Под каждым обращением – подписи практически всех жителей села, даже тех, у кого нет детей-школьников.
Вот и на встречу с журналистом «РТ» в школе собралось народу больше, чем числится здесь учеников. В том числе немало мужчин, хотя традиционно активность в подобных вопросах больше проявляют женщины. В общем, защита школы стала для белкинцев поистине всенародным делом.
В том самом постановлении исполкома, решившем судьбу учебного заведения, разъясняется: реорганизация школы проводится «в целях… повышения эффективности деятельности отрасли «Образование», повышения эффективности и рационального использования бюджетных средств, обеспечения высокого качества образования в Пестречинском муниципальном районе и в связи с оптимизацией сети образовательных организаций района, снижением количества детей школьного возраста и низкой наполняемостью классов…». В пресс-службе же Минобрнауки нам объяснили, что основная цель подобных реорганизаций – все же повышение качества образования, а никак не попытка сэкономить. Ведь у детей из малокомплектных школ меньше возможностей, чем в полноценных базовых заведениях – там и учителя высшей категории (в Белкине таких нет), и оборудование в классах современное, и призеров олимпиад воспитывают…
Комиссии, приезжавшие из райцентра на сход граждан, оставили у сельчан только чувство горькой обиды – их не слышат и не хотят слышать
Вот только белкинцы не хотят оборудования и призеров. Они хотят быть спокойными за своих детей. Люди здесь в основном работают на животноводческих фермах, уходят на работу затемно, будучи уверенными – дети сами вовремя встанут, спокойно дойдут до школы, там же останутся заниматься после уроков, потом еще успеют дома по хозяйству помочь… Ездить за 18 километров в чужое поселение – значит рано вставать, не высыпаться, ждать, пока ребят заберет школьный автобус. Когда он их развезет обратно, во сколько они домой вернутся? А еще – чужая школа, чужие учителя. Ну и какое тут качество образования? А воспитание?
– У нас никто из школьников на учете в полиции не состоит, никто не курит, – говорит Оксана Приказчикова, учитель начальных классов и мама двух белкинских учеников. – А про Кокушкинскую школу всякое говорят…
– И как наших детей сверстники встретят там, еще неизвестно. У меня вот дочка уже слышала, что там чужих обижают, боится ехать, – рассказывает еще одна мама, Людмила Мошкова.
Опять же дорога. Она, наперебой рассказывают взволнованные родители, тут очень нехорошая. Два опасных поворота, зимой гололед, бывает, что машины переворачиваются. Если снег – бывало, заметало так, что вообще к селу не пробраться.
– У нас все школьные автобусы контролируются системой ГЛОНАСС, маршруты утверждены Министерством образования, Министерством транспорта, ГИБДД. В районе почти пятьсот детей возят каждый день, до сих пор никаких происшествий не было. Да и затемно детей никто поднимать не собирается, откорректируем начало уроков в Кокушкинской школе, – заместитель начальника районного управления образования Марина Харитонова приводит мне эти аргументы и объясняет, что все это она уже неоднократно рассказывала и белкинцам.
Да, среди их детей нет участников школьных олимпиад. Так, может, они им и не нужны? Зато дети потом остаются работать в родном селе, а значит, живет российская деревня…
Но убедить их не получается. Комиссии, приезжавшие из райцентра на сход граждан, оставили у сельчан только чувство горькой обиды – их не слышат и не хотят слышать. Все равно, мол, сделаем так, как решили. Да что там – даже начальник роно к ним сам не приехал о закрытии школы сообщить, заместителя прислал…
А их все устраивает в родной школе. Качество образования? «Хорошее!!!» – кричат мне хором. Восемь здешних учителей (им, кстати, по словам представителя управления образования, уже предложили вакансии в других школах района) – они хоть и без высшей категории, но учат детей вполне прилично, если надо, после уроков дополнительно занимаются. Марина Харитонова отмечает: результаты местные школьники показывают очень средние. В то же время сказать, что школа тянет район назад в образовательном рейтинге (а именно это часто становится поводом для реорганизации), нельзя – директор Накиф Рахматуллин говорит: нынче на ОГЭ ни одной двойки у них не было, а таким не каждая даже средняя школа может похвастаться.
– Я вот раньше работал в Пимерской средней школе, – рассказывает учитель математики и физики Хабир Рахматуллин. – Закрыли ее. Многие учителя сюда перешли после этого, а детей возят в соседние деревни. И я не скажу, что они стали лучше учиться. А вот со здоровьем проблемы. Я с ними сопровождающим на автобусе езжу, так зимой сам иногда мерзну. А это дети!
Вообще, в то, что реорганизация задумана ради детей и их более качественного образования, белкинцы не верят. Они, честно говоря, вообще уже чиновникам не верят. «Не-е-ет, о наших детях никто не думает!» – опять практически хором говорят они. Уверены: все дело в деньгах. Дескать, когда ездили на прием к главе района, тот им так и сказал – нет денег содержать школу. На что угодно деньги есть, сокрушаются белкинцы, только на школу нет…
Я спрашиваю у Марины Харитоновой: какая экономия будет достигнута за счет реорганизации основной школы в начальную? Она только руками разводит – какая же, мол, экономия, если начальные классы все равно остаются, в школе работают клуб и библиотека, так что все равно и отапливать, и освещать здание надо. И крышу, которая, кстати, течет уже не первый год, отремонтируют обязательно, обещает она. Опять же автобусный маршрут новый появляется. В общем, действительно странная экономия…
Школа – фактически единственный центр культуры, оставшийся в Белкине. | |
Здесь и библиотека, и небольшой кабинет, гордо именуемый клубом, и главное – дети, которые постоянно устраивают в школе какие-то праздники, концерты, на которые приходят все – от малышей до пенсионеров. Уедут дети в другую школу – жизнь в селе замрет… |
А если кому высшее образование надо, говорят белкинцы, так те после девятого класса едут в Пестрецы учиться и потом в вузы поступают, даже в Москве. Остальные учатся в разных колледжах и техникумах. Большинство потом, говорит Накиф Рахматуллин, возвращается домой. Тем более что здесь есть работа – фирма «Ак Барс Пестрецы» построила животноводческую ферму, говорят, планирует расширять хозяйство. Поэтому Белкино, в отличие от некоторых других сел, не «приют пенсионеров». Примерно половина, говорит глава сельского поселения Геннадий Мошков, – это работающие люди и дети. Сюда даже ветеринар из Казани, рассказывают сельчане, ездит, потому что работа стабильная и платят неплохо. Приезжала молодая семья – хотят в селе дом ставить, хозяйством обзавестись. Рядом еще многодетным участок выделили, тоже уже хотели строиться. Но детям нужна школа. Как узнают, что школы не будет, задумываются: стоит ли здесь оставаться? Да, пока в школе детей маловато. Но в селе живут 15 дошкольников. Да и вообще, шире надо смотреть на вопросы демографии!
– Зачем молодежи в деревне семьи создавать, если детей негде учить будет? – вздыхает Мошков. – Естественно, разбегаются, в город уезжают. У нас тут работа есть, нужны люди, а мы закрываем школу. Многодетным семьям раздают где-то землю, чтобы они ее осваивали. А здесь уже освоенное место, но его хотят сделать безлюдным. Не понимаю этого…
Так белкинцы выходят на куда более серьезную тему, чем просто сохранение одной сельской школы. Да, среди их детей нет участников школьных олимпиад. Так, может, они им и не нужны? Зато дети потом остаются работать в родном селе, а значит, живет российская деревня…
– Вот сейчас идет сельскохозяйственная перепись под девизом «Село в порядке – страна в достатке». То есть на государственном уровне есть установка – укреплять село. А здесь его, получается, разваливают! – подводит серьезную идеологическую базу под белкинскую ситуацию Алексей Романов.
Он, выпускник местной школы, давно уже живет в Москве, но в Белкино регулярно приезжает к родителям. Говорит, болит душа за родные места. Услышал про здешнюю беду, теперь хочет помочь. Обещал дойти с жалобой, подписанной сельчанами, до Администрации Президента России.
– К сожалению, видно, что чиновники совершенно отдалились от народа, – продолжает он. – Вот простые люди – чем они живут на селе? Семья и дети. Они хотят защитить своих детей. Но, получается, не могут этого сделать. Они задают вопросы – им не отвечают, говорят только: как мы решили, так и будет. К ним приезжала представитель Уполномоченного по правам человека – ни на один вопрос толком не ответила и уехала.
Белкино, в отличие от некоторых других сел, не «приют пенсионеров». Примерно половина населения – это работающие люди и дети
Представитель, говорит Марина Харитонова, действительно приезжала. Разъяснила жителям, что постановление исполкома принято на совершенно законном основании. Но эти разъяснения сельчан тоже не устроили. Да, согласны они, исполком руководствовался правильными нормативными актами. Но есть один нюанс. В подписанном заместителем министра образования и науки РТ Ильдаром Мухаметовым ответе на их обращение в министерство говорится, что «принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации в сельском поселении не допускается без учета мнения жителей данного поселения». Они свое мнение высказывали много раз. Но никто из чиновников не принимает его в расчет. Получается, рассуждают жители, несколько членов комиссии исполкома могут за них решать их судьбу, а голоса почти 300 местных жителей – пустой звук?
– Да никому мы не нужны! – опять хором шумят белкинцы. – Вымирают деревни, так их еще и добивают! У нас ни клуба, ни спортплощадки. А теперь последнее отбирают – школу!
Вот еще одна причина, почему за школу так массово выступили местные жители. Это действительно фактически единственный центр культуры, оставшийся у них. Здесь и библиотека, и небольшой кабинет, гордо именуемый клубом, и главное – дети, которые постоянно устраивают в школе какие-то праздники, концерты, на которые приходят все – от малышей до пенсионеров. Уедут дети в другую школу – жизнь в селе замрет…
– А если действительно хотят повышать качество образования, так надо повышать квалификацию учителей, отремонтировать наконец крышу, чтобы дети в нормальных условиях учились. Тогда и демография улучшится. Она ведь с этого начинается, а не с того, чтобы маленького ребенка за двадцать километров возить в школу, – опять ратует за общегосударственные ценности Алексей Романов. Жители согласно кивают – да, да, все так! И снова сокрушаются – ну почему все знают, как будет лучше им и их детям? И никто не спросил: а вам надо, чтобы было лучше? Может, лучше оставить как хорошо?