XXXIV Международный фестиваль классического балета им. Р.Нуриева ещё не завершился, но уже сейчас можно утверждать, что этот великолепный праздник балетного искусства – едва ли не самый престижный и крупномасштабный в России.
Напомню, что открыли фестиваль гости из далёкого Владивостока, подарившие зрителям последнюю премьеру Приморской сцены Мариинского театра – балет «Тысяча и одна ночь». Два вечера на сцене сменяли друг друга волшебные сказки Шехеразады, сотворённые композитором Фикретом Амировым, хореографом Эльдаром Алиевым и художником Петром Окуневым. Блещущее мелосом, ритмами и красками Востока зрелище, мастерство солистов и кордебалета задали фестивалю праздничную тональность.
Эту тональность поддержала следующая премьера – возобновлённый шедевр Чайковского – Петипа «Спящая красавица» в редакции художественного руководителя казанской балетной труппы Владимира Яковлева. Четырёхактный спектакль стал двухактным за счёт упразднения антрактов после пролога и перед заключительным актом. Знатоки балета могут пожалеть о недостающих фрагментах в танцах фей и нереид или о сюите старинных танцев в картине «Охота принца», но рядовой зритель о том и не догадается. За обилие разнообразных хореографических форм «Спящую красавицу» нарекли «энциклопедией классического танца». И это богатство сохранено (три гран-па, множество вариаций, па-де-де и дивертисмент заключительного акта).
Неспешно текущее действие стало более собранным еще и благодаря преображению феи Карабос – носительницы злого начала, разрушившей благополучие царства Флорестана (прообраз Людовика ХIV – «Короля-Солнце»). Сгорбленная уродливая старуха обернулась эффектной молодой красавицей, танцующей, как и её соперница, добрая фея Сирени, на пуантах. Но её зловредность от этого не уменьшилась. Коварство Карабос с наглядностью проявилось в сцене с вязальщицами, отсутствовавшей в прежней редакции. И эта сцена, и феерическое появление Карабос во дворце, подобное налетевшей буре, – режиссёрские находки постановщика. К таковым можно отнести и авторскую редакцию танца Кота и Кошечки, повысившую комедийный «градус» номера.
Главные роли в двух премьерных спектаклях исполнили разные артисты, и зрители могли выбирать кумиров по собственному вкусу, а специалисты – дискутировать об особенностях трактовок. Одно несомненно: заслуженный успех премьеры – результат дружной работы всего коллектива театра: симфонического оркестра под руководством дирижёра Рената Салаватова, художника Анатолия Нежного, создавшего роскошное оформление балета, и, конечно же, превосходной труппы, обладающей слаженным кордебалетом и талантливыми солистами.
В отличие от обновлённой «Спящей», показанное за ней «Лебединое озеро» живёт на сцене казанского театра почти три десятилетия (редакция Рафаэля Саморукова). В 2012 году давнюю постановку освежила сценография киевлян Андрея Злобина и Анны Ипатьевой – фантазийная, но несколько чрезмерная в своей пышности. Грандиозный дворцовый интерьер невольно придавливает, мельчит исполнителей. Правда, и танцы кордебалета в первой картине – вальс, полонез – значительно беднее по композиции, чем в спектакле Мариинского театра, взятом за основу (редакция Константина Сергеева 1950 года). Зато знаменитая вторая – «лебединая» – картина верна первоначальной хореографии Льва Иванова. Идеальной правильностью «геометрии», синхронностью движений здесь блеснули артистки кордебалета и солистки (танцы маленьких и больших лебедей).
Если высокая культура казанской труппы для публики не новость, то встреча с ведущими солистами Московского музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко – настоящий подарок. Прелестная прима-балерина Наталья Сомова прекрасна и в проникновенной лирике королевы лебедей Одетты, и в обольстительной бравуре её двойника Одиллии. Высокий, статный Дмитрий Соболевский (принц Зигфрид) держался несколько настороженно в незнакомых мизансценах первой картины и был чутким партнёром балерины в царстве лебедей. Романтическую пылкость его героя явил виртуозный танец – невероятные по высоте и силе прыжки и ослепительные вращения.
Балетная классика – прочный фундамент хореографического искусства. Но без новых значительных спектаклей балетная жизнь заглохнет, артисты лишатся творческого кислорода. Замечательно, что такие спектакли в Казани тоже есть. Есть и свой хореограф – Георгий Ковтун, автор трёх национальных балетов, украшающих афишу театра. Его артистический темперамент, неуёмную энергию и столь же неуёмную фантазию явил балет «Золотая Орда» на музыку Резеды Ахияровой. Утвердившись в репертуаре театра с 2013 года, он увенчал первую половину фестиваля.
Не в пример гармоничной классике это спектакль-вызов, спектакль-взрыв, но ещё и спектакль-размышление, ставящий проблему войны и мира, ответственности правителей за судьбу их страны и народа, взаимозависимости политики и частной жизни. К раздумьям на протяжении стремительного действия призывает персонаж-аллегория – мистический Дух хана Батыя (Антон Полодюк). Однако «высокопоставленными» героями балета движут низменные страсти – борьба за власть, зависть, подлость.
Впрочем, эти пороки сосредоточены в одном персонаже – Визире (Алессандро Каггеджи). Жертвами его коварства становятся хан Токтамыш (Максим Поцелуйко), полководец Мурза (Артём Белов) и его сын Нурадин (Олег Ивенко). Поверив наветам Визиря, они либо готовы совершить преступление, либо его совершают, расплачиваясь собственной гибелью – физической или духовной.
Безвинная жертва – дочь Токтамыша Джанике (Кристина Андреева), гибнущая от руки Визиря, так и не сумевшего заставить её стать его женой. Лирические дуэты Джанике с возлюбленным Нурадином, как и сцены детских игр героев (Аниса Хуснутдинова, Рамиль Мурзаков), – необходимая передышка между хитросплетениями мужских судеб и прослаивающими балет эпизодами битв. Энергетика и стремительность батальных сцен, изобретательно сочинённых Ковтуном и мастерски исполненных мужским кордебалетом, буквально ошеломляют.
При всей экзотической пышности оформления балет звучит сурово и заканчивается трагически. Финальную точку ставит Дух хана Батыя, оплакивая гибель страны, разгромленной людским безумством, взывая к сознанию нынешнего поколения. Но мрачного впечатления балет не производит. Ведь, в конце концов, уникальный спектакль, созданный талантливыми авторами и исполнителями, звучит во славу высокого искусства!
Ольга РОЗАНОВА,
кандидат искусствоведения (Санкт-Петербург)