Не давайте шансов аферистам

Общероссийский народный фронт предложил лишать телефонных мошенников свободы

Практически каждый из нас получал когда-либо хотя бы один звонок от мошенников. Причём если раньше речь шла только о взрослых людях, то теперь стали появляться сообщения и о звонках несовершеннолетним.

Автор статьи: Фарида АБИТОВА

Фото: yandex.ru

Общероссийский народный фронт предложил лишать телефонных мошенников свободы

 

 

Практически каждый из нас получал когда-либо хотя бы один звонок от мошенников. Причём если раньше речь шла только о взрослых людях, то теперь стали появляться сообщения и о звонках несовершеннолетним.

 

Народный фронт направил министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максуту Шадаеву письмо с предложениями по борьбе с подменными номерами и спамом, приходящим на наши смартфоны. Общественники считают, что нужно обязать операторов связи бесплатно предупреждать абонентов о подозрительных вызовах и блокировать такие звонки без санкции суда. А за подменные номера в ОНФ предлагают ввести уголовную ответственность.

В письме министру сообщается, что, по данным платформы для выявления мошенников и борьбы с ними «Мошеловка», запущенной Общероссийским народным фронтом в мае, 54,4 процента поступивших сигналов касаются телефонного мошенничества, 56 процентов всех злоумышленников представляются работниками финансовых и государственных учреждений. По некоторым данным, татар­станцы еженедельно переводят телефонным мошенникам около 15 млн рублей. И эта цифра может быть заниженной – многие пострадавшие просто не обращаются в правоохранительные органы. Проблема приобретает огромный размах.

 

 

Марина ШНИТЕНКОВА,
заместитель начальника контрольно-методического управления Главного следственного управления МВД Татарстана:

С начала 2021 года жители Татарстана перечислили мошенникам более 500 миллионов рублей. В неделю ущерб от аферистов в республике оценивается в 10–15 миллионов.

«В марте Президент РФ подписал закон, позволяющий руководству региональных управлений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) блокировать номера мобильной связи в местах лишения свободы. Однако и МВД, и специалисты по кибербезопасности говорят о том, что подобные звонки в большинстве своём совершаются не из мест лишения свободы, а из бывших советских республик с помощью средств IP-телефонии. Эти технологии позволяют злоумышленникам не только сократить свои расходы на международную связь, но и подменять номер, с которого совершается звонок, что позволяет ввести в заблуждение граждан. Поэтому мы считаем необходимым не только ввести ответственность за злонамеренное использование технологий подмены номеров, но и привлечь операторов связи к борьбе с этим явлением, учитывая его масштабы и угрозу благополучию граждан», – подчёркивает руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За права заёмщиков» Евгения Лазарева.

По её словам, операторы связи обладают всеми возможностями идентифицировать звонок с подменного номера, предупредить о нём абонента и заблокировать коммуникацию с его источником. «На наш взгляд, проблема телефонного мошенничества давно при­обрела настолько угрожающие масштабы, что операторам связи пора проявить социальную ответственность и включиться в борьбу со злоумышленниками. Мы искренне полагаем, что этого до сих пор не случилось только из-за отсутствия необходимой нормативной базы», – заключила Евгения Лазарева.

Однако, как показывает практика, зачастую телефонным мошенничеством занимаются люди, уже отбывающие наказание в местах не столь отдалённых, либо жители бывших советских республик, до которых добраться не так просто.

По данным Общероссийского народного фронта, в прошлом году телефонные мошенники похитили у граждан около девяти миллиардов рублей, в позапрошлом – 6,5 миллиарда. Аферисты не стоят на месте и постоянно придумывают новые мошеннические схемы, актуализируя их в соответствии с изменениями технологий связи в стране и мире.

Тем, кто хочет узнать о правилах финансовой безо­пасности в онлайн-среде, как противостоять телефонным и кибермошенникам, ознакомиться с механизмом действия в интернете финансовых пирамид и других мошеннических схем, советуем обратиться в раздел «Жизненные ситуации: финансовое мошенничество» на портале госуслуг. Как сообщает пресс-офис Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России, раздел полезен не только тем, кто пользуется банковскими картами, интернет-банкингом и делает покупки в интернете. Речь идёт в целом о финансовых мошенничествах, с которыми может столкнуться каждый.

Да, количество мошеннических атак с каждым годом возрастает. Но и население, осведомлённое об этой угрозе, порой развлекается троллингом (провоцированием) телефонных аферистов. Некоторые так устали от звонков мошенников, что заранее придумывают сценарии для диалога. Предлагаем вниманию потешные и затейливые схемы общения, которые желающие могут взять на вооружение.

Можно ссылаться на плохую слышимость и заставлять их кричать в трубку что есть силы. А когда аферист подустанет напрягать голосовые связки, невинно спросить: «Всё, накричались? Ну вот и хорошо». В ответ на вас даже ругаться не станут – сил не останется. Кто-то на звонок мошенника отвечает: «Ваш звонок очень важен для нас! Оставайтесь на линии, а я пока подберу слова, чтобы отправить вас подальше!»

 


Специалисты по кибербезопасности не советуют вступать с преступниками в диа­лог


 

А вот как поиздевалась над звонящим одна знакомая домохозяйка. Началось банально: «Вы делали денежный перевод?» Она прикинулась плохо соображающей дамой, начала тянуть слова и капризничать, но в итоге честно продиктовала и номер карты, и CVD. Только карты старой, вышедшей из обращения. Естественно, СМС не приходит. Абонент на том конце провода аж задрожал от нетерпения. Ещё раз проверили номер карты – результат прежний. К этому моменту девушке надо было садиться обедать, она решила закончить диалог: «Если вы работник банка, то наверняка должны знать, что эту карту я закрыла ещё год назад!»

В ОНФ предупредили, что мошенники в свою очередь начали шантажировать троллящих их россиян: записывают их голос, монтируют запись, которая может своим содержанием скомпрометировать человека, и требуют деньги, угрожая обнародовать фальшивку. Преступники уже шантажировали некоторых своих жертв длительное время, выманивая у них огромные суммы.

Понять, ведётся ли запись телефонного разговора со стороны мошенника, невозможно, поэтому нужно исходить из того, что вас записывают. Качество аудиозаписи можно ухудшить умышленно, например, поднести к динамику наручные часы либо приблизить телефон к работающему телевизору и так далее – всё это не позволит смонтировать запись.

Если человек попал в ситуацию, когда его разговор с аферистами был смонтирован и записан, рекомендуется обратиться в полицию, приложив к заявлению смонтированную запись. Между тем специалисты по кибербезопасности всё же не советуют вступать с преступниками в диалог, подтверждая лишний раз народную мудрость, что молчание – золото.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще