За первое полугодие 2021 года от жителей Татарстана в Банк России поступило около пятидесяти жалоб на мисселинг – попытки продать клиентам одни финансовые продукты под видом других без объяснения существенных различий между ними и предупреждения о возможных последствиях, сообщили в пресс-службе Национального банка по РТ.
Постепенный рост числа подобных обращений связан, в частности, с повышением уровня финансовой грамотности граждан, которые стремятся отстаивать своё право на получение качественных финансовых услуг.
По данным Нацбанка по РТ, речь в жалобах шла об инвестиционном и накопительном страховании жизни, реализации продуктов и услуг доверительных управляющих, которые работники финансовых организаций могут выдавать, к примеру, за вклады с повышенной процентной ставкой. Доходность по некоторым из этих продуктов действительно бывает выше, чем по обычным депозитам, но при этом она не гарантирована – в отличие от договора вклада. Средства клиента в этом случае не попадают в систему страхования вкладов, то есть их потеря не будет компенсирована государством в случае прекращения деятельности организации, с которой у клиента был заключён договор. Кроме того, при досрочном расторжении договора человеку могут вернуть меньшую сумму, чем он вносил.
Специалисты татарстанского регулятора рекомендуют уделить особое внимание следующим моментам, которые должны быть отражены в договоре на приобретение финансовой услуги или продукта. Во-первых, какие обязанности сторон прописаны в договоре, на какой срок он заключается, что будет, если вы захотите расторгнуть его раньше срока, сколько денег вам вернут.
Во-вторых, с кем именно вы заключаете договор – с банком или иной организацией (страховой фирмой, управляющей компанией паевого инвестиционного фонда, иной организацией). В-третьих, попадают ли ваши инвестиции в государственную систему страхования вкладов. В-четвёртых, гарантирована ли доходность по вашим вложениям и какая, как осуществляется её расчёт. И, в-пятых, будут ли удержаны с вас какие-либо комиссии.
Если гражданин считает, что представители финансового рынка нарушают его права, он может обратиться в интернет-приёмную на официальном сайте Банка России.