В республике значительно выросло число дистанционных мошенничеств
На днях в полицию Зеленодольска обратилась 26-летняя молодая мама с просьбой помочь ей вернуть деньги. Потерпевшая рассказала, что ей позвонили неизвестные и сообщили о несанкционированном снятии денежных средств с её банковской карты. Испугавшись за свои накопления, она продиктовала злоумышленникам всё, что они запросили, – все данные карты, в том числе и код безопасности.
Через какое-то время с её карты были списаны все 196 тысяч рублей. Такие же безжалостные мошенники, выдав себя за банковских работников, обманули 70-летнюю пенсионерку из Набережных Челнов сообщением о взломе её счёта. При этом разыграли целый спектакль: звонки поступали с разных номеров, в телефонной трубке звучали то женские, то мужские голоса, принадлежащие якобы сотрудникам банка. В итоге напуганная пожилая женщина собственноручно перевела мошенникам 31 тысячу рублей.
«Лучших» примеров для иллюстрации проблемы, о которой говорили в минувший вторник авторитетные спикеры на брифинге в Доме Правительства, и придумать сложно. А речь шла о противодействии финансовому мошенничеству.
Вспоминается, как несколько лет назад на пресс-конференции по поводу огромного ущерба, который наносят татарстанцам телефонные мошенники, представитель МВД по РТ предупредил о надвигающемся всплеске преступлений, осуществляемых посредством Интернета, и мошенничеств с банковскими картами. Как в воду глядел – сегодня еженедельно у татарстанцев мошенники похищают в среднем до 50 (!) миллионов рублей. Эту ошеломительную сумму на брифинге, участие в котором в режиме видео-конференц-связи принимали, помимо журналистов, представители администраций всех муниципальных районов РТ, озвучил прокурор Татарстана Илдус Нафиков.
Он с сожалением отметил, что за четыре месяца этого года зарегистрировано уже две тысячи мошенничеств, по сравнению с прошлым годом количество краж с банковских карт увеличилось на 60 процентов (в 2019 году было зарегистрировано 4,5 тыс. мошенничеств – рост по сравнению с 2018 годом составил 45 процентов).
Схема мошенничества проста до безобразия. Причём многие обратившиеся в полицию пострадавшие знали о её существовании, но не могли предположить, что сами попадутся на преступные уловки
Как деликатно высказался заместитель министра внутренних дел по РТ – начальник Главного следственного управления Владимир Изаак, «проблема с каждым годом становится всё актуальнее, а люди не становятся менее доверчивыми». Вопреки всеобщему мнению, что на уловки мошенников чаще попадаются люди преклонного возраста (13 процентов), наиболее подверженными уговорам жуликов и страхам оказались граждане от 30 до 50 лет (47 процентов от всех пострадавших).
Схема мошенничества проста до безобразия. Причём многие обратившиеся в полицию пострадавшие знали о её существовании, но не могли предположить, что сами попадутся на преступные уловки.
– Мошенники звонят с номера, аналогичного банковскому (при современных технологиях его очень просто заменить), представляются сотрудниками банка и любыми способами пытаются выманить у жертвы сведения о банковской карте, – рассказывает о технологии преступления заместитель министра. – Как убедить людей не сообщать коды? Мы справились с соблюдением гражданами масочного режима, а с кодом – никак. Средства со счетов уходят моментально! В течение двух минут они проходят через 5-6 банков, а потом разбрасываются на несколько десятков банковских карт или счетов и тут же снимаются. Чтобы проследить всю цепочку, выйти на нулевой адрес, требуется время. Как правило, кол-центр, откуда по IP-телефонии одновременно звонят по 20 натасканных психологов-мошенников, находится за пределами нашей страны, дотянуться туда из Татарстана практически невозможно, да и бессмысленно – такие кол-центры долго не существуют. Этим и объясняется низкая раскрываемость таких преступлений – всего 10 процентов. Так что главный совет потерпевшим – освоить финансовую грамотность или хотя бы пройти элементарный ликбез по безопасности.
Если о происках лжесотрудников банков жители Татарстана худо-бедно наслышаны, то с другими мошенническими схемами, связанными тем или иным образом с охватившей весь мир пандемией коронавируса, сталкиваются впервые. На волне сообщений о путинских выплатах семьям с детьми аферисты создают клоны сайта портала госуслуг, изменив в адресной строке всего одну букву, цифру или даже знак. По информации управляющего Отделением – Национальным банком по РТ Волго-Вятского управления Центробанка России Марата Шарифуллина, для получения этих выплат такие фейковые сайты предлагают ввести реквизиты банковской карты и оплатить некую комиссию или налог. Результат однозначный: ваши «налоговые» деньги пропали, а конфиденциальными данными мошенники обязательно воспользуются – ждите звонка «из банка» или о несанкционированном списании средств, или о блокировке карты, или… Продолжать можно долго.
Чтобы не стать очередной жертвой дистанционных мошенников, специалисты советуют придерживаться несложных, но обязательных правил безопасности: никогда не сообщать позвонившему данные банковской карты, пароли из СМС-сообщений из банка, не переходить по ссылкам сомнительных СМС-сообщений
На фоне усилившейся безработицы оживились и «кадровые агентства», которые взамен на несуществующую выгодную вакансию предлагают претенденту заполнить анкету. Главным образом затем, чтобы опять же выманить ваши личные данные и деньги, необходимые якобы для приобретения необходимой спецодежды или оборудования и так далее.
Чтобы не стать очередной жертвой дистанционных мошенников, специалисты советуют придерживаться несложных, но обязательных правил безопасности: никогда не сообщать позвонившему данные банковской карты, пароли из СМС-сообщений из банка, не переходить по ссылкам сомнительных СМС-сообщений, не использовать одинаковые пароли для входа на аккаунты различных сайтов, а также не доверять агрессивной рекламе финансовых услуг и не лениться проверять достоверность сайтов при интернет-покупках.
…Помните знаменитую реплику следователя Максима Подберёзовикова про благородного вора Деточкина из кинофильма «Берегись автомобиля»: «Он, конечно, виноват. Но он… не виноват!» Про вину мошенников, отнимающих у жителей республики по 50 млн рублей еженедельно, говорить не будем. А виноваты ли те, кого грабят? Да, они доверчивы, озабочены сохранением своих сбережений и потому испуганно послушны…
Но… Простые ли клиенты банков виноваты, что их личные данные оказались у преступников, ведь звонящие им «сотрудники службы безопасности» обращаются к потенциальной жертве вежливо и по имени-отчеству? Каким образом «утекли» базы данных из банков? Почему они оказываются у мошенников? Чем заняты настоящие сотрудники службы безопасности банков? Почему киберпреступники всегда на шаг впереди тех, кто им противодействует, хотя о том, что интернет-сфера легко уязвима, все предполагали заранее? Вопросы, однако…