…Белоснежной черёмуховой кипенью отполыхала весна в долине Мёши, и вот уже лето расцветило окрестные луга и предгорья благоухающей растительностью. На земле и в воздухе торжествовала жизнь, радуя каждое существо. И только старый воин, склонивший голову перед могилой на вершине холма, да войско у его подножия застыли в скорбном молчании.
Звали воина хан Зюри. Он только что предал земле единственную любимую дочь Зухру, со смертью которой в одночасье рухнули мечты о создании здесь, на живописном берегу реки, прекрасного города-крепости, который хан уже начал строить.
Город так и останется недостроенным, ибо сразу после похорон Зюри примет решение откочевать на запад, к Итилю, подальше от ненавистных монгольских владык. Но поселение, которое будет основано на этом месте в 1560 году, унаследует имя легендарного хана…
ЗЮРЕЙСКАЯ ДАРУГА
К воплощению этой легенды в своём воображении меня сподвигло полотно художника в школьном краеведческом музее села Старые Зюри Тюлячинского района, а также рассказ учителя истории Диляры Ханифовны Зайнетдиновой. Легенда о хане Зюри, передававшаяся из поколения в поколение на протяжении нескольких столетий, локализовалась в найденных археологами остатках какого-то древнего городища, рядом с которым на холме под старой сосной возвышается почерневший от времени остроконечный могильный камень с едва различимой арабской вязью. Как утверждают местные старожилы, это и есть захоронение княжны Зухры. За могилой ухаживают, она обнесена металлической оградкой.
Ещё в 1877 году русский юрист и краевед Сергей Михайлович Шпилевский писал: «Около деревни Старые Зюри есть остатки рва, концы которого примыкают к реке Мёше. На берегу реки земляная насыпь, на которой подставлен камень довольно большой величины с высеченными как будто арабскими буквами. По сим приметам полагают, что там был в древности столичный город какого-то хана»…
Известно, что территория татарского ханства делилась на несколько административных единиц, называвшихся «даругами», которые отождествляются с дорогами, ведущими из Казани в Галич, Арск, Зюри, Алат и в Ногайскую землю. Исследования, проведённые учёными в 2001 году, позволили сделать вывод о том, что бывшая столица Зюрейской даруги располагалась именно на месте современного села Старые Зюри. К этому выводу склоняло и старое кладбище возле села неподалёку от полуостровного левого берега реки Мёша, на котором сохранился мусульманский камень первой половины XVI века.
Часть находок, отнесённая к XIV-XVI векам, позволила сделать вывод о том, что переход к осёдлому образу жизни здесь произошёл ещё до эпохи поздней Золотой Орды и раннего Казанского ханства. Эту гипотезу подтверждают и найденные у села Тюлячи остатки могильника золотоордынской эпохи. Кроме того, на территории кладбища у села Старые Нырсы сохранились надгробные плиты XIV века, а рядом на пашне были найдены золотоордынская керамика, глиняное пряслице и джучидская серебряная монета.
После взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году большинство татар перешли в разряд государственных крестьян. Они не оказались на положении бессловесных рабов, но были жёстко закреплены за выданными им земельными наделами, которые не могли покидать самостоятельно. Именно такими и стали жители села Зюри. Они занимались земледелием, разведением скота, ремесленничеством, портняжно-шапочным промыслом. Ну а приставка «Старые» появилось в названии села в результате образования примерно в 1710 году одноимённого села на территории нынешнего Мамадышского района.
СТАРАЯ ВИНТОВКА, ПЕРВЫЕ КОЛХОЗНИКИ
Одним из интереснейших экспонатов, которыми изобилует местный школьный музей, является винтовка с выгравированным на ней годом выпуска – 1874. Как сообщила Диляра Зайнетдинова, её нашли и передали музею учащиеся школы. Можно предположить, что кто-то из старозюринцев привёз это ружьё с русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
До Октябрьской революции село входило в Елышевскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. Тогда в Старых Зюрях проживали около 1780 человек, функционировали мечеть, две товарные лавки. В 1920 году село было передано в состав Мамадышского кантона Татарской АССР.
Ещё один ценный экспонат – облицованный кафелем фрагмент карниза печи. Говорят, что он был взят из мечети села Тюлячи, разрушенной в годы воинствующего атеизма.
Приставка «Старые» появилось в названии села в результате образования примерно в 1710 году одноимённого села на территории нынешнего Мамадышского района
В период коллективизации в Старых Зюрях было создано шесть колхозов. На стендах музея запечатлена история каждого из них, прикреплены сохранившиеся, пожелтевшие от времени фотографии. Например, колхоза «Арслан», образованного в 1930-31 годы. Первыми колхозниками были Нурми, Гани, Сарвар и Валиулла Гайнуллины, Сает Мухамадиев, и Зиннур Гайнетдинов, Халил Галиуллин, Зиннат Хабибуллин и др. Председательствовали Мубаракша Жиханшин, Фасхетдин Гайнетдинов, Корбангали Котдусов. Старые Зюри проводили на фронт 450 своих сыновей, и лишь 164 из них было суждено вернуться к родным очагам.
– В 1970-е годы эти колхозы объединились в одно большое хозяйство, – говорит Диляра Ханифовна. – В 1965 году в нашем селе открылась восьмилетняя школа, чуть позже – десятилетка. Сейчас у нас новая общеобразовательная школа, построенная в 2012 году.
Как заметил директор школы Салават Назклычев, в школе обучается 86 детей. Примечательно, что старозюринская школа вошла в десятку лучших сельских школ Татарстана. В 2017 году она выиграла грант на сумму 1 млн. рублей среди сельских школ с лучшим обучением на родном языке.
Так же здесь в новых зданиях функционируют детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, имеются Дом культуры со спортзалом, библиотека, мечеть, несколько магазинов. Недавно в селе была построена хоккейная площадка с утеплённым вестибюлем. Молодёжь активно занимается хоккеем, а при Доме культуры действуют кружки по минифутболу, борьбе и теннису.
Начиная с 1930 года Старые Зюри четырежды меняли административно-территориальную «прописку». Сначала село было отнесено к Сабинскому району, спустя пять лет – к Тюлячинскому. В 1959 снова было возвращено в состав Сабинского, а в октябре 1991-го опять передано в Тюлячинский район. Сейчас это – административный центр сельского поселения, охватывающего помимо самого села Старые Зюри ещё пять населённых пунктов: Большие Тюлязи, Кара-Ширма, Урумширма, Новые Зюри и Алан-Зире.
ЭПИЛОГ
Видит Бог, не случайно хан Зюри облюбовал красивейшее место у горной гряды со склонами, заросшими густым лесом. Иначе не обжили бы эти места люди спустя десятилетия. Их манили пойменные луга с густой и сочной растительностью, где вольготно пасти скот, плодородная землица, которая в любой год сторицей воздаст хлеборобу за его труды. Их влекла река-поилица Мёша, обдающая путника прохладой в знойный день и одаривающая усердного рыбака уловом.
Есть версия, что хан Зюри хотел сделать город столицей и назвать Казаном. Что же заставило его после смерти дочери покинуть это райское место? Ответа на этот вопрос нет, остаётся лишь делать предположения. А если бы всё произошло иначе, и хан Зюри решил достроить и заселить город на Мёше? Как бы тогда повернулась история?